Театральная компания ЗМ

Пресса

21 ноября 2011

«Маска» сменила лицо

Марина Токарева | «Новая газета»

Главный театральный фестиваль страны — «Золотая маска» — накануне восемнадцатилетия провел ребрендинг и собрал сильный состав номинантов

Конкурс-2011 в драматическом театре: во-первых, «Вечер с Достоевским» Валерия Фокина и «Три сестры» Льва Додина, во-вторых, «Чайка» Юрия Бутусова и «Калигула» Эймунтаса Някрошюса. В-третьих, «Будденброки» Миндаугаса Карбаускиса и «Враги. История любви» Евгения Арье. А еще — спектакли из Омска и Барнаула, постановки Григория Дитятковского и Андрея Могучего.
А в разделе «Спектакль малой формы» — предсказуемая неожиданность. Спектакль «Отморозки» в постановке Кирилла Серебренникова, недавно отмеченный Александром Калягиным как лучший студенческий, соревнуется с профессионалами. Это очевидно противоречит правилам «Золотой маски». Впрочем, если уж без Серебренникова никак нельзя, то из двух его спектаклей, составивших в сезоне дилогию, куда логичнее было бы выбрать «Околоноля»: профессионально безупречен, идеологически совершенен, а главное, ничем, кроме ноля, не притворяется. На фоне историй Гоголя и Достоевского (речь о конкурсных спектаклях «Ваш Гоголь» Фокина и «Брат Иван Федорович» Женовача) творение Серебренникова и Суркова выглядело бы полномасштабным «нашего времени случаем-с» и работало на обнаружение истинных параметров не только постановщика и драматурга, но и момента.

В конкурсе режиссеров — семнадцать фамилий, от А (Арье) до Э (Эренбурга). Решение экспертов включить всех, чьи спектакли номинируются, выглядит столь же логичным, сколь беспомощным. В конкурсе актрис — десять имен. Есть действительно выдающиеся, неожиданные роли — Полины Агуреевой (Тамара в «Пяти вечерах»), Агриппины Стекловой (Нина в «Чайке»). Но подлинную новизну и свежесть трактовки несет, пожалуй, лишь одна — работа Елизаветы Боярской, сыгравшей Ирину в «Трех сестрах».

Конкурс актеров тоже обещает быть острым. Здесь герой «Записок из подполья» Константина Райкина соперничает с Калигулой Евгения Миронова, блестящий Чебутыкин Александра Завьялова — с Томом Будденброком Ильи Исаева, а Игорь Волков, сыгравший Гоголя, — с Сергеем Юшкевичем — Германом из «Врагов. Истории любви». Сценографы: соревнуются Сергей Бархин, выстроивший кирху для эпического романа Манна на сцене РАМТа, и Мария Трегубова, создавшая гоголевскую фантасмагорию в пятом ярусе Александринки, и Семен Пастух, сходящимися прозрачными вертикалями решивший мир Башевиса Зингера, и Александр Шишкин, творец пространства «Чайки».

В рамках «Маски» состоялся дебют Сергея Капкова, нового главы культурного департамента столицы. Он пообещал в будущем «усилить партнерство».

Новым дизайнерским решением стало мужское лицо, накрытое косметической маской вместо венецианской. «Более современно!» — объяснили организаторы. Смена образа — смена вех.

11 опер и 11 балетов конкурса «Золотой маски» заняли почти все музыкальное пространство фестиваля. Никакой компромисс не заставил экспертов просунуть в конкурс для галочки побольше спектаклей в номинации «Оперетта/Мюзикл» и «Современный танец». Мюзикл, который вроде бы уже должен цвести пышным цветом в стране молодого менеджмента, как-то совсем стух. Легкомысленная же оперетта оказалась искусством, требующим хрустального классичного совершенства.

В разделе «Балет» совсем нет старой классики большого стиля — таков выбор самих театров. Девять номинаций у балета Леонида Десятникова «Утраченные иллюзии» Большого театра — так жирно поддержан героический опыт создания оригинального полноформатного танцевального спектакля при нынешней моде на одноактовки. Четырежды фигурирует в номинациях испанский хореограф Начо Дуато. Кроме Москвы и Санкт-Петербурга — Пермь, Новосибирск, Екатеринбург.

Что до оперы, то мы переживаем сейчас удивительный период, когда в музыкальном театре режиссер-постановщик победил дирижера-постановщика. В этом смысле «Золотой петушок» Кирилла Серебренникова в Большом театре — памятник нашей эпохе. Лидирует в опере Мариинка — с «Аидой» в постановке Даниэле Финци Паски, «Мертвыми душами» Василия Бархатова и «Сном в летнюю ночь» Клаудии Шолти. Восемь номинаций у «Богемы» Михайловского театра. Большой потенциал эксперты увидели в астраханской «Мадам Баттерфляй». Итоги будет подводить жюри во главе с ректором РАТИ музыковедом Кариной Мелик-Пашаевой.



оригинальный адрес статьи