Пресса
Конкурсная программа
Региональные проекты
«Золотая Маска в кино»
Зарубежные проекты
«Золотая Маска в городе»
Детский Weekend
Внеконкурсная программа
Архив
16 апреля 2007
Церемония вручения "Золотой маски" обещала быть деловитой и недолгой - никаких вставных номеров, танцев и песен, один оркестр Мариинского театра. Но дело растянулось часа на три.
Драма
Жюри нынешнего года было в сложном положении. В номинации "Спектакли большой формы" конкурировали яркие и высочайшие по качеству работы из двух столиц, высоко оцененные и прессой, и публикой. Такие плодотворные сезоны случаются не часто. Тем не менее выбор жюри оказался сдержанным и строгим. Никак не отмеченными остались работы Генриетты Яновской и Камы Гинкаса в московском ТЮЗе (а в них номинировались художник Сергей Бархин и актер Игорь Ясулович). Единственную "Маску" (Евгений Миронов за роль Иудушки) получил один из главных фаворитов прошлого сезона "Господа Головлевы" Кирилла Серебренникова. Уже по традиции без "масок" остался московский "Ленком" - "Затмение" Александра Морфова с Александром Абдуловым в роли МакМерфи.
Но и додинский "Король Лир", которого прочили в главные лауреаты, оказался едва прикрыт масочным золотом. И хотя великий художник Давид Боровский, скончавшийся год назад, в честном бою заработал свою посмертную "Маску", а великолепный актер МДТ Петр Семак, сыгравший Лира, получил Специальный приз жюри, сам театр, большая часть публики и прессы ждали большего. Работа Додина, при всем ее несовершенстве - мощная и вызывающая противоречивые чувства. Тем не менее именно спектакль Сергея Женовача "Мнимый больной" в Малом театре - добротная, качественная, но не выдающаяся его работа - была признана лучшим спектаклем сезона в большой форме. Его же "Захудалый род" по роману Лескова в "Студии театрального искусства" назвали лучшим в малой форме. Логично, что и лучшим режиссером в таком раскладе оказался тоже Сергей Женовач, полноценно воцарившись на "золотомасочном" престоле. Трудно сказать, что в этом жюри "Маски" разошлось с театральной общественностью, уже который год пребывающей в восторге от работ Женовача и в Малом театре, и в его молодой "Студии театрального искусства".
В номинации "Новация" было множество прекрасных и изобретательных работ (и любимец Москвы Дмитрий Крымов с "Донким Хотом", и "Орфей" театра "Тень" и ансамбля "Opust-Posth", и "Фауст в кубе" группы "АХЕ"). Но жюри (а здесь голосовали сразу два жюри - музыкальное и драматическое) признало лучшей технологически совершенную и волнующе-таинственную работу Театра "Дерево" - "Кетцаль".
Не менее сложным был и выбор лучшей актрисы сезона. Мощная, мастерская работа Аллы Покровской в "Господах Головлевых" явно соперничала с бескомпромиссной и пылающей работой Марии Мироновой в "Федре. Золотой колос" Андрея Жолдака и Театра Наций. В результате именно она была отмечена высшей наградой.
Опера
Оперная афиша в этом году была рекордной по количеству спектаклей, претендовавших именоваться "лучшими", - целых десять. Причем в соревнование вступили четыре столичных и четыре российских театра, и столичные на этот раз выиграли всухую, забрав "маски" во всех номинациях. Провинции не досталось ни одного приза, кроме "специального" от жюри - тенору Мариинского(!) театра Максиму Аксенову, исполнившему роль Германа в постановке "Пиковой дамы" Челябинского театра. Региональные театры оказались неконкурентными вовсе не потому, что столицы откачивают лучших певцов из российских театров и их исполнительские возможности несопоставимы, но и потому, что сами театры делают ставку на новый "прогрессивный" имидж, подразумевая исключительно режиссерские эксперименты (часто сомнительного свойства), а не развитие музыкального уровня труппы. По этой причине не вписался в шорт победителей спектакль Георгия Исаакяна "Синдерелла, или Сказка о Золушке" (Пермь), буквальным образом не освоенный певцами.
Конечно, на таком фоне кажется странным, что жюри никак не отметило яркую и не первую на "Золотой маске" работу Ирины Крикуновой (Джильда в "Риголетто", Ростовский музыкальный театр), что даже не номинировали челябинского контртенора Артема Крутько (Миловзор, "Пиковая дама").
В результате все первые позиции распределились между столичными оперными сценами. Лучшей мужской ролью признали работу приглашенного австрийского баритона Флориана Беша (Папагено, "Волшебная флейта", Большой театр), лучшей женской ролью - Норму в исполнении Татьяны Печниковой ("Новая опера"). Основная же интрига развернулась между двумя лидерами фестивальной программы - "Cosi fan tutte" (Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко) и "Поворотом винта" Мариинского театра. В результате в "масках" по отдельным номинациям "Cosi fan tutte" дали переиграть "Поворот": режиссер Александр Титель обошел Дэвида Маквикара (так же, как и других своих конкурентов - Грэма Вика, Кирилла Серебренникова и Уве Шварца), Вольф Горелик стал лучшим дирижером, а Владимир Арефьев - лучшим художником. Но последнее слово осталось за "Поворотом винта", признанного "лучшим спектаклем" и представляющего даже для Мариинской сцены редкостное гармоническое целое.
Балет
На фестивале "Золотая маска" были представлены по разделу "Балет" спектакли абсолютно разные по стилевой палитре, художественному масштабу и даровитости авторов. Явными фаворитами масочных смотрин стали "Ундина" Пьера Лакотта (Мариинский театр) и "Игра в карты" Алексея Ратманского (Большой театр). Естественно, оба театра и оба хореографа - лидеры в классическом балете. Только танцы Лакотта - балетоманское лакомство дивертисментного характера, а у Ратманского в классике есть и современный нерв, и композиционная завершенность. Более того, "Ундина" прежде всего интересна как бенефисный спектакль для Евгении Образцовой и Леонида Сарафанова, которые нескончаемые виртуозности французской школы щелкают как орехи.
Отдать все балетные "Золотые маски" Москве и Петербургу жюри не решилось. Поэтому стилизации старинной хореографии Лакотта и "головоломному" опусу Ратманского члены жюри предпочли новосибирскую осовремененную "Золушку" Кирилла Симонова в номинации "Балетный спектакль". Но все-таки в номинации "Лучшая работа хореографа" пальма первенства была отдана Алексею Ратманскому за "Игру в карты". Одноактный марафон в трех сдачах он представил как музыкальную табакерку с марионеточным калейдоскопом занимательных и остроумных ситуаций.
Перед членами жюри задача выбора и предпочтений в номинации "Лучшая мужская роль" и "Лучшая женская роль" была нелегкой. Акакий Акакиевич Андрея Иванова - глубокая актерская и виртуозно-танцевальная работа. Но Леонид Сарафанов в "Ундине" показывает такое владение арсеналом мужского классического танца, что мало кому это подвластно сегодня в мире. К тому же Сарафанов - истинная "звезда". Жюри, вероятно, решило, что Сарафанову "Золотую маску" можно будет давать хоть каждый год и возможностей будет предостаточно, а у Андрея Иванова - это единственный шанс в жизни получить эту премию, и отдало "Золотую маску" ему. Составить конкуренцию Евгении Образцовой Марии Александровой (в роли Кармен) из Большого не удалось. Молодая петербурженка одержала победу.
А "Золотую маску" в номинации "Лучший современный спектакль" не присудили никому.
Оперетта и мюзикл
Номинация "Оперетта и мюзикл" на "Золотой маске" появилась недавно, что выдает снисходительное отношение к "легкому жанру". Но есть и объективные основания: театров этого жанра осталось мало, удач еще меньше - при отборе номинантов наблюдаются сплошные компромиссы.
Так было и в этом году: профессионально крепкий, но заурядный спектакль Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко "Москва - Черемушки" попал в конкурс "для массы", и было ясно, что единственный сильный претендент на статус "лучшего спектакля" - это экспериментальная "ремикс-опера" на музыку Моцарта "Figaro" Свердловского театра музыкальной комедии. "РГ" уже подробно писала о нынешнем победителе "Маски" - ярком, сочетающем джаз, рок и рэп, вызвавшем споры в спектакле, поставленном в Екатеринбурге Дмитрием Беловым (см. номер за 6 июня). Одно из его достоинств - редкая на опереточной сцене ансамблевость, когда на премии можно было выдвигать едва ли не каждого. Зал покорили, к примеру, Сюзанна номинированной на "Маску" Марии Виненковой и графиня Розина в исполнении Светланы Кочановой, которая номинацию не получила, вероятно, потому, что есть тому количественные пределы. Премию за лучшую женскую роль в итоге получила Елена Костюкова, которая так молода, что еще не успела окончить Свердловское музыкальное училище имени Чайковского и попала на сцену академического театра в результате кастинга. Ее лунатический Керубино - одна из самых ярких фигур спектакля, хотя согласно оперно-опереточному парадоксу эта роль как раз мужская.
Лауреатом же в номинации "Лучшая мужская роль в оперетте" стал Александр Бабенко, сыгравший заглавную роль в мюзикле Московской оперетты "Маугли". Артист балета по профессии, он продемонстрировал завидную универсальность, без которой жанр мюзикла вообще не может успешно развиваться.
Возвращаясь к опыту, предъявленному Свердловским театром музыкальной комедии, замечу, что он ставит новые вопросы уже не только перед театрами, но и перед зрителями, в которых за последние годы успели внедрить сознание самодовольного центропупизма. В результате многие приходят в театр, заранее отключив мозги и уверенные, что им должны "сделать красиво". Такие зрители к экспериментам не предрасположены, но, ориентируясь на их вкусы, искусство остановится. Поэтому екатеринбургский "Figaro" ставит под сомнение многим полюбившийся тезис о необходимости делать только то, что пользуется спросом у масс. Свердловский театр вернулся к задаче этот спрос формировать, за что ему отдельное спасибо. И то, что затеявший всю эту авантюру режиссер Дмитрий Белов "Маску" не получил, будем считать одним из ее традиционных недоразумений.
оригинальный адрес статьи
Маски сорваны
Александр Фирер, Алена Карась, Валерий Кичин, Ирина Муравьева | Российская газетаЦеремония вручения "Золотой маски" обещала быть деловитой и недолгой - никаких вставных номеров, танцев и песен, один оркестр Мариинского театра. Но дело растянулось часа на три.
Драма
Жюри нынешнего года было в сложном положении. В номинации "Спектакли большой формы" конкурировали яркие и высочайшие по качеству работы из двух столиц, высоко оцененные и прессой, и публикой. Такие плодотворные сезоны случаются не часто. Тем не менее выбор жюри оказался сдержанным и строгим. Никак не отмеченными остались работы Генриетты Яновской и Камы Гинкаса в московском ТЮЗе (а в них номинировались художник Сергей Бархин и актер Игорь Ясулович). Единственную "Маску" (Евгений Миронов за роль Иудушки) получил один из главных фаворитов прошлого сезона "Господа Головлевы" Кирилла Серебренникова. Уже по традиции без "масок" остался московский "Ленком" - "Затмение" Александра Морфова с Александром Абдуловым в роли МакМерфи.
Но и додинский "Король Лир", которого прочили в главные лауреаты, оказался едва прикрыт масочным золотом. И хотя великий художник Давид Боровский, скончавшийся год назад, в честном бою заработал свою посмертную "Маску", а великолепный актер МДТ Петр Семак, сыгравший Лира, получил Специальный приз жюри, сам театр, большая часть публики и прессы ждали большего. Работа Додина, при всем ее несовершенстве - мощная и вызывающая противоречивые чувства. Тем не менее именно спектакль Сергея Женовача "Мнимый больной" в Малом театре - добротная, качественная, но не выдающаяся его работа - была признана лучшим спектаклем сезона в большой форме. Его же "Захудалый род" по роману Лескова в "Студии театрального искусства" назвали лучшим в малой форме. Логично, что и лучшим режиссером в таком раскладе оказался тоже Сергей Женовач, полноценно воцарившись на "золотомасочном" престоле. Трудно сказать, что в этом жюри "Маски" разошлось с театральной общественностью, уже который год пребывающей в восторге от работ Женовача и в Малом театре, и в его молодой "Студии театрального искусства".
В номинации "Новация" было множество прекрасных и изобретательных работ (и любимец Москвы Дмитрий Крымов с "Донким Хотом", и "Орфей" театра "Тень" и ансамбля "Opust-Posth", и "Фауст в кубе" группы "АХЕ"). Но жюри (а здесь голосовали сразу два жюри - музыкальное и драматическое) признало лучшей технологически совершенную и волнующе-таинственную работу Театра "Дерево" - "Кетцаль".
Не менее сложным был и выбор лучшей актрисы сезона. Мощная, мастерская работа Аллы Покровской в "Господах Головлевых" явно соперничала с бескомпромиссной и пылающей работой Марии Мироновой в "Федре. Золотой колос" Андрея Жолдака и Театра Наций. В результате именно она была отмечена высшей наградой.
Опера
Оперная афиша в этом году была рекордной по количеству спектаклей, претендовавших именоваться "лучшими", - целых десять. Причем в соревнование вступили четыре столичных и четыре российских театра, и столичные на этот раз выиграли всухую, забрав "маски" во всех номинациях. Провинции не досталось ни одного приза, кроме "специального" от жюри - тенору Мариинского(!) театра Максиму Аксенову, исполнившему роль Германа в постановке "Пиковой дамы" Челябинского театра. Региональные театры оказались неконкурентными вовсе не потому, что столицы откачивают лучших певцов из российских театров и их исполнительские возможности несопоставимы, но и потому, что сами театры делают ставку на новый "прогрессивный" имидж, подразумевая исключительно режиссерские эксперименты (часто сомнительного свойства), а не развитие музыкального уровня труппы. По этой причине не вписался в шорт победителей спектакль Георгия Исаакяна "Синдерелла, или Сказка о Золушке" (Пермь), буквальным образом не освоенный певцами.
Конечно, на таком фоне кажется странным, что жюри никак не отметило яркую и не первую на "Золотой маске" работу Ирины Крикуновой (Джильда в "Риголетто", Ростовский музыкальный театр), что даже не номинировали челябинского контртенора Артема Крутько (Миловзор, "Пиковая дама").
В результате все первые позиции распределились между столичными оперными сценами. Лучшей мужской ролью признали работу приглашенного австрийского баритона Флориана Беша (Папагено, "Волшебная флейта", Большой театр), лучшей женской ролью - Норму в исполнении Татьяны Печниковой ("Новая опера"). Основная же интрига развернулась между двумя лидерами фестивальной программы - "Cosi fan tutte" (Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко) и "Поворотом винта" Мариинского театра. В результате в "масках" по отдельным номинациям "Cosi fan tutte" дали переиграть "Поворот": режиссер Александр Титель обошел Дэвида Маквикара (так же, как и других своих конкурентов - Грэма Вика, Кирилла Серебренникова и Уве Шварца), Вольф Горелик стал лучшим дирижером, а Владимир Арефьев - лучшим художником. Но последнее слово осталось за "Поворотом винта", признанного "лучшим спектаклем" и представляющего даже для Мариинской сцены редкостное гармоническое целое.
Балет
На фестивале "Золотая маска" были представлены по разделу "Балет" спектакли абсолютно разные по стилевой палитре, художественному масштабу и даровитости авторов. Явными фаворитами масочных смотрин стали "Ундина" Пьера Лакотта (Мариинский театр) и "Игра в карты" Алексея Ратманского (Большой театр). Естественно, оба театра и оба хореографа - лидеры в классическом балете. Только танцы Лакотта - балетоманское лакомство дивертисментного характера, а у Ратманского в классике есть и современный нерв, и композиционная завершенность. Более того, "Ундина" прежде всего интересна как бенефисный спектакль для Евгении Образцовой и Леонида Сарафанова, которые нескончаемые виртуозности французской школы щелкают как орехи.
Отдать все балетные "Золотые маски" Москве и Петербургу жюри не решилось. Поэтому стилизации старинной хореографии Лакотта и "головоломному" опусу Ратманского члены жюри предпочли новосибирскую осовремененную "Золушку" Кирилла Симонова в номинации "Балетный спектакль". Но все-таки в номинации "Лучшая работа хореографа" пальма первенства была отдана Алексею Ратманскому за "Игру в карты". Одноактный марафон в трех сдачах он представил как музыкальную табакерку с марионеточным калейдоскопом занимательных и остроумных ситуаций.
Перед членами жюри задача выбора и предпочтений в номинации "Лучшая мужская роль" и "Лучшая женская роль" была нелегкой. Акакий Акакиевич Андрея Иванова - глубокая актерская и виртуозно-танцевальная работа. Но Леонид Сарафанов в "Ундине" показывает такое владение арсеналом мужского классического танца, что мало кому это подвластно сегодня в мире. К тому же Сарафанов - истинная "звезда". Жюри, вероятно, решило, что Сарафанову "Золотую маску" можно будет давать хоть каждый год и возможностей будет предостаточно, а у Андрея Иванова - это единственный шанс в жизни получить эту премию, и отдало "Золотую маску" ему. Составить конкуренцию Евгении Образцовой Марии Александровой (в роли Кармен) из Большого не удалось. Молодая петербурженка одержала победу.
А "Золотую маску" в номинации "Лучший современный спектакль" не присудили никому.
Оперетта и мюзикл
Номинация "Оперетта и мюзикл" на "Золотой маске" появилась недавно, что выдает снисходительное отношение к "легкому жанру". Но есть и объективные основания: театров этого жанра осталось мало, удач еще меньше - при отборе номинантов наблюдаются сплошные компромиссы.
Так было и в этом году: профессионально крепкий, но заурядный спектакль Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко "Москва - Черемушки" попал в конкурс "для массы", и было ясно, что единственный сильный претендент на статус "лучшего спектакля" - это экспериментальная "ремикс-опера" на музыку Моцарта "Figaro" Свердловского театра музыкальной комедии. "РГ" уже подробно писала о нынешнем победителе "Маски" - ярком, сочетающем джаз, рок и рэп, вызвавшем споры в спектакле, поставленном в Екатеринбурге Дмитрием Беловым (см. номер за 6 июня). Одно из его достоинств - редкая на опереточной сцене ансамблевость, когда на премии можно было выдвигать едва ли не каждого. Зал покорили, к примеру, Сюзанна номинированной на "Маску" Марии Виненковой и графиня Розина в исполнении Светланы Кочановой, которая номинацию не получила, вероятно, потому, что есть тому количественные пределы. Премию за лучшую женскую роль в итоге получила Елена Костюкова, которая так молода, что еще не успела окончить Свердловское музыкальное училище имени Чайковского и попала на сцену академического театра в результате кастинга. Ее лунатический Керубино - одна из самых ярких фигур спектакля, хотя согласно оперно-опереточному парадоксу эта роль как раз мужская.
Лауреатом же в номинации "Лучшая мужская роль в оперетте" стал Александр Бабенко, сыгравший заглавную роль в мюзикле Московской оперетты "Маугли". Артист балета по профессии, он продемонстрировал завидную универсальность, без которой жанр мюзикла вообще не может успешно развиваться.
Возвращаясь к опыту, предъявленному Свердловским театром музыкальной комедии, замечу, что он ставит новые вопросы уже не только перед театрами, но и перед зрителями, в которых за последние годы успели внедрить сознание самодовольного центропупизма. В результате многие приходят в театр, заранее отключив мозги и уверенные, что им должны "сделать красиво". Такие зрители к экспериментам не предрасположены, но, ориентируясь на их вкусы, искусство остановится. Поэтому екатеринбургский "Figaro" ставит под сомнение многим полюбившийся тезис о необходимости делать только то, что пользуется спросом у масс. Свердловский театр вернулся к задаче этот спрос формировать, за что ему отдельное спасибо. И то, что затеявший всю эту авантюру режиссер Дмитрий Белов "Маску" не получил, будем считать одним из ее традиционных недоразумений.
оригинальный адрес статьи