Театральная компания ЗМ

Пресса

22 октября 2013

«Золотая Маска в Латвии», рецензия № 3: жуткие коварство и любовь великого Льва Додина

Андрей Шаврей | Интернет-портал Focus.lv

В рамках фестиваля «Золотая маска в Латвии» на сцене «Дайлес» была показана трагедия Фридриха Шиллера «Коварство и любовь». Постановка выдающегося режиссера Льва Додина, главы Малого драматического театра – театра Европы из Санкт-Петербурга.
Как пошутили бы в Одессе, «что вам сказать за «Коварство и любовь»? Классическая пьеса, идущая во всем мире, поставленная на сцене тысячи раз. Тут сразу вспоминается Роман Виктюк, вся жизнь которого, по его же словам, этой трагедией осенена. И вот он везет к нам вскоре свою «Коварство и любовь». И я знаю, как это будет – с криками, музыкой и танцами.

Вот тем-то и интересна обсуждаемая здесь постановка классика российской сцены Льва Додина, что она без криков, без танцев, только одна навязчивая коварная мелодия из-за сцены звучит, да и то редко. Хотя, казалось бы, развернуться есть где: пьеса старинная, можно напридумывать исторические костюмы и огромные декорации.



В данном случае Лев Абрамович поступил коварно: весь его спектакль – это внешне скромное обаяние минимализма. Практически нуль декораций, вся сценография знаменитого Александра Боровского состоит из изображения некоего немецкого штанген-циркуля на черном фоне, внизу которого дверь. В самом начале спектакля нет и реквизита – только по ходу действа выносятся (понемногу) кресла и столы.

На этом фоне и разворачивается классическое действо, суть которого я напомню пунктирно: правитель, отец юного аристократа Фердинанда, в политических целях желает женить сына на леди Мильфорд, а тот ни в какую, поскольку влюблен в мещанку, юную музыкантшу Луизу Миллер. Чтобы направить сына на путь истинный, разыгрывается интрига, но все кончается печально: Фердинанд в порыве страсти отравил Луизу мышьяком, но, узнав из уст умирающей любимой всю правду, и сам травится. Короче, все умерли


Додин действительно коварен. Он в этом спектакле не экстраверт (а по логике, так и должно было быть, все ж страсти какие!), а интроверт. Именитые артисты им выбраны точно и «в десятку»: юная, красивая и желанная Луиза (Елизаветта Боярская), аристократическая и утонченная, но с большой долей стервозности леди Мильфорд (Ксения Раппопорт) и темпераментный Фердинанд (Данила Козловский). Остальные герои пьесы – как бы антураж этой троицы, хотя в этом антураже, заметим на всякий случай, народные и заслуженные артисты республики.

Есть знаменитая песня «Давайте негромко, давайте вполголоса…» Действо разворачивается именно по этой схеме – не очень громко, даже неспешно, герои зачастую не говорят, а шепчут. По ходу действа на сцене появляются стулья, столы. В финале – по всему периметру столов – канделябры со свечами. Десятки канделябров. И цветы. После двухчасового тихого напряжения – кульминация. Последние монологи, любовь и коварство, коварство и любовь. И когда Он и Она умирают, грянула торжественная музыка (если не ошибаюсь , из «Луизы Миллер» Верди) – как гимн власти, которая победила. И будет побеждать.

С одной стороны, такой ход уже не нов. Чисто психологический театр, после которого остается послевкусие. Но в Риге такое бывает не часто. Да и вообще, великий Додин в Ригу приехал, кажется, впервые за все эти годы независимости. Даже на сцену вышел. Браво!





оригинальный адрес статьи