Театральная компания ЗМ

Пресса

7 октября 2014

«Война и мир, Начало романа»: спектакль и актёры

Интернет-портал Vesti-lipetsk.ru

Липчане увидели спектакль «Война и мир. Начало романа» московского театра «Мастерская Петра Фоменко» — первую постановку в программе Всероссийского фестиваля «Золотая Маска», который в эти дни проходит в областном центре.

…Атмосфера ожиданий и надежд. Перед вечерней премьерой липецкие зрители гадают, какие герои ждут их на сцене:

Зритель: «Войну и мир» читал, надеюсь, что будет интересно посмотреть. Я в предвкушении чего-то очень интересного».

Второй зритель: «Все герои по-своему интересны. У каждого своя история. Хочется увидеть все, как это будет вживую».

Зрительница: «Надеюсь, что они немножко изменятся в моем представлении. Я не знаю, какое решение принял режиссер, может быть, он сделает акцент на другое, и мне это больше понравится».

Это этюд в черных тонах, но даже джинсы на актерах не смущают, ведь гармоничный минимализм – часть идеи оформления: по замыслу, действие возникает будто в мастерской художника. Потому и карта мира – занавес, и портреты – полупрорисованные. Сами актеры шутят об этом.

Карэн Бадалов, актер театра «Мастерская П.Н. Фоменко» (г. Москва): «Если через три минуты вы продолжаете рассматривать детали костюмов, значит — что-то не то. Если через это время вам все равно – вы смотрите на игру актеров – значит, все в порядке».

Мадлен Джабраилова, актриса театра «Мастерская П.Н. Фоменко» (г. Москва): «Это выражено в декорациях. Какие-то частичные элементы – балясинка где-то, намек какой-то есть… Это идея. Эскизность распространяется – плюс подробность игры».

Подробность – это ключ к творчеству Фоменко, говорят актеры. За шесть лет работы над спектаклем, роман читали бесчисленное количество раз от корки до корки – вслух.

Андрей Воробьев, директор театра «Мастерская П.Н. Фоменко» (г. Москва): «Мы взяли старые афиши, склеивали их между собой, обвесили этими афишами все стены от потолка до пола. И на этих афишах последовательно, один за другим, выписывался каждый эпизод романа – от начала и до самого конца».

Карэн Бадалов, актер театра «Мастерская П.Н. Фоменко» (г. Москва): «Удивительно, но взят очень маленький пласт романа. Но если внимательно присмотреться – там прослеживается все. Выстроено так, что вы можете проследить практически судьбы людей в будущем. Это удивительно. Как Петру Наумовичу это удалось сделать, я не знаю».

Один актер и несколько образов – еще одна уникальная черта «Войны и мира» Фоменко. Зачастую роли абсолютно разные. Сразу трех непохожих женщин – Анну Шерер, графиню Ростову и Марью Болконскую — играет Галина Тюнина, обладательница премии «Золотая Маска».

Галина Тюнина, актриса театра «Мастерская П.Н. Фоменко» (г. Москва), обладательница премии «Золотая Маска» в номинации «Лучшая женская роль»: «У каждой роли своя необыкновенная сложность и, конечно, своя прелесть и счастье. Нас очень часто спрашивают: почему вы играете по нескольку ролей, для чего это, трудно ли это? Это — трудно. И очень редко на театре бывает. В нашем театре это сложилось с института. И мы это любим – менять роли на протяжении всего спектакля».м

Только одна роль в спектакле почти всегда «вакантна» — Петеньки Ростовы постоянно вырастают. Сейчас самый юный актер постановки – Егор Тихон.

Егор Тихон, актер театра «Мастерская П.Н. Фоменко» (г. Москва): «Мне 13 лет, начал я в театре…(все смеются). Семь лет уже».

Реплика актеров: «Семь лет! Полжизни в театре!»

Егор Тихон, актер театра «Мастерская П.Н. Фоменко» (г. Москва): «Моя бабушка училась у Петра Фоменко. Однажды она меня к нему привела, когда у него болел зуб. Меня отправили к нему заговаривать».

Реплика актеров: «И так заговорил, что получил еще и роль!»

Егор Тихон, актер театра «Мастерская П.Н. Фоменко» (г. Москва): «В роли мне нравится характер персонажа. Он очень веселый и жизнерадостный. Я надеюсь таким быть».

Отмеченный Госпремией и тремя «Золотыми Масками», спектакль за 12 лет покорил не только российского зрителя, но и мирового.

Андрей Воробьев, директор театра «Мастерская П.Н. Фоменко» (г. Москва): «Первое действие в Японии было просто шоком. Потому что – вообще нулевая реакция. Абсолютно. После окончания первого действия без единого хлопка аудитория встает и выходит из зала. Полное ощущение, что вот он, провал случился. А оказывается – менталитет у японцев такой. Они приходят в театр как сосуды, жаждущие наполнения божественной энергией, и сидят, боясь пошелохнуться. И аплодируют, не смыкая рук. Для того, чтобы не расплескать то, чем они наполнились».

Первая половина первого тома – до отъезда князя Андрея на войну – служит, по замыслу Фоменко, приглашением к роману. Режиссер мечтал, что после спектакля у зрителя рука потянется к книжной полке. Начало эпопеи — линии судеб на холсте сцены…



оригинальный адрес статьи