Театральная компания ЗМ

Пресса

4 декабря 2014

Фестиваль «Золотая Маска» открывается в Петербурге

Анна Акопова | Интернет-портал Mr7.ru

В Северной столице покажут спектакли, ставшие лауреатами премии «Золотая маска». Директор фестиваля Мария Ревякина и худрук Пермского театра оперы и балеты Теодор Курентзис рассказали «МР», что ждать зрителям.
Лиричный спектакль Римаса Туминаса «Евгений Онегин», философский «Добрый человек из Сезуана» в постановке Юрия Бутусова, чувственные балеты Иржи Килиана, культовая опера «Cosi fan tutte» — лауреаты «Золотой маски» на сценах петербургских театров. О том, как выбирают спектакли, и о лучших региональных театрах рассказала «МР» директор фестиваля Мария Ревякина.



Как составлялась программа фестиваля в Петербурге, и почему всего один спектакль — не из столицы?

Мы делаем уже четвертый фестиваль в Петербурге: мы показывали спектакли в 2000, 2001, 2009 годах. А в 2003 в Петербурге проводилась вся конкурсная программа «Золотой маски», и это было огромное событие.

Мы стараемся привозить разнообразные спектакли, в зависимости от особенностей города, от возможностей площадок. Как правило, это лауреаты или номинанты премии «Золотая Маска». Например, в 2000 году мы привозили в Петербург «Квартет» Константина Райкина, приезжал Евгений Гришковец из Калининграда со спектаклем «Как я съел собаку», балет «Свадебка» из Екатеринбурга. Участвовал и ваш Театр на Литейном с постановкой «Потерянные в звездах». В 2001 году в Петербурге играли театр «Арвайден» из Владикавказа, «Класс экспрессивной пластики « из Москвы, воронежский Камерный театр.

В этом году мы решили использовать возможности новой сцены Мариинского театра и показать прекрасные балеты Иржи Килиана. Кроме того, приедет лауреат премии 2013 года («Лучшая работа режиссера») опера «Cosi fan tutte» Теодора Курентзиса, и победители 2014 года: «Евгений Онегин» Римаса Туминаса и «Добрый человек из Сезуана». Мы бы с радостью показали больше спектаклей, но все упирается в деньги.

Какие из региональных театров вас порадовали в последние сезоны?

Каждый сезон очень сильно отличается от предыдущего. Воронеж стабильно попадает в список лауреатов, очень часто — театры из Новосибирска, Перми. В последние годы Ярославль себя ярко проявил, Петрозаводск стал двигаться, что нас очень радует. Когда среди лауреатов появляются отдаленные города, как, например, Прокопьевск (Драматический театр Прокопьевска получил приз критики в 2011 году за спектакль «Экспонаты» — ред.) — это отдельная радость для нас.

Какие тенденции современного российского театра вы можете отметить?

Тенденции должны называть критики. А я думаю, что главная тенденция в разнообразии: театров, почерков, стилей режиссуры. И в этом смысле к каждому явлению нужен свой подход.

Какие спектакли отбираются в номинацию «Эксперимент»?


Экспертный совет отбирает такие постановки, которые по жанровому признаку не попадают не в «музыку», не в драму, которые создаются на стыке направлений и являются результатами режиссерских поисков. В эту номинацию попадает много социальных спектаклей, где, скажем, играют не актеры, а люди с ограниченными возможностями.

Как изменилась «Золотая маска» в 2014 году?


Единственное новшество в этом году — мы ввели понятие лонг-лист. Мы решили, что необходимо как-то очертить российский театральный сезон — собрать и сохранить список тех постановок, которые проходят конкурс до последнего голосования. Вместе они образуют своеобразный срез этого сезона. У нас на сайте опубликован лонг-лист 2013-2014 года: это больше 180 российских спектаклей, которые представляют несомненный интерес критиков и зрителей. И анализируя этот список, можно говорить о каких-то тенденциях, новых формах, новых именах.

Теодор Курентзис, дирижер-экспериментатор, худрук Пермского театра Оперы и балеты, неоднократный лауреат «Золотой маски»:

«Cosi fan tutte – опера, в которой Моцарт может себе позволить охватить сразу несколько эпох. В каком-то смысле это произведение — последняя барочная и в то же время первая романтическая опера. «Cosi» часто ставят лишь потому, что там есть острый комедийный сюжет, не обращая внимания на то, насколько точно будут исполнены сложнейшие ансамбли, в которых кроется вся красота партитуры. Очень важно, что в этой опере есть напряженный диалог между певцами и оркестром. Иногда именно оркестру приходится выражать очень интенсивные эмоции, тем самым показывая, что происходит у героев внутри. То есть не только артисты на сцене, но и музыканты в оркестровой яме, эмоционально и психологически вовлечены в интригу».



оригинальный адрес статьи