Театральная компания ЗМ

Пресса

16 сентября 2015

Нас дотянули до Толстого и Платонова

Татьяна Фомина | Газета «Ульяновская правда»

Ульяновские зрители убедились: «Золотую маску» получают спектакли, которые побуждают мыслить, чувствовать, размышлять, страдать. Спектакли, которые доказывают - душа обязана трудиться. Ради этого обнажают сердца и души актеры.
На фестивале «Золотая маска в Ульяновске» мы увидели такие разные спектакли: «Война и мир. Начало романа» Мастерской Петра Фоменко и «Рассказ о счастливой Москве» театра под руководством Олега Табакова. «Фоменки» и «Табакерка», как называют их поклонники и критики.
Приглашение к роману
Спектакль «Война и мир» - один из самых известных и титулованных, получил «Золотую маску» за лучший спектакль, лучшую режиссуру и лучшую женскую роль. Его показывали почти во всех европейских странах, в Колумбии, Японии, на Бродвее в Нью-Йорке...
Как говорят актеры, к сожалению, спектакль и сегодня актуален. Время сейчас очень тревожное. Появляется огромное количество политиков, которые не могут почему-то договориться друг с другом и не находят в себе достаточно сил для того, чтобы противостоять непонятно откуда - из воздуха, с потолка берущейся агрессии. И война уже начинает звучать. Пусть еще далеко и не очень конкретно, но эти отзвуки разрывающихся бомб уже слышны. То же самое происходит в спектакле, поставленном Петром Фоменко по первой половине первого тома романа Толстого.
Те ульяновские театралы, кто посмотрел «Войну и мир», конечно, оценили спектакль - изу-мительный, завораживающий простотой и тонкостью человеческих чувств и эмоциональных оттенков. А мы поговорили о постановке с ведущей актрисой театра Галиной Тюниной, сыгравшей Анну Павловну Шерер, графиню Наталью Ростову и княжну Марью Болконскую.
О создании спектакля: «Сначала мы прочли роман всем театром - за полгода. Не просто читали. Театр тогда был бездом-ный. Репетировали в овальной гостиной Дома актера. Огромным количеством старых афиш мы обклеили все стены - от пола до потолка чистой стороной наружу. На них расписали по эпизодам весь роман от начала и до конца, выписали всех персонажей - около четырех тысяч. Потом делали выжимки и придумывали драматургический материал. Затем был перерыв, который длился семь лет. И в какой-то момент режиссер решил: не достать ли нам опять эту композицию - что там у нас получилось? Сели, открыли, прочли по ролям. И поняли - есть материал для спектакля. И сделали его за полгода, что быстро для работы над таким произведением. За семь лет он отлежался. Петр Наумович говорил, что этот спектакль - приглашение для чтения романа».
Об актерах Фоменко: «Актеры театра Фоменко должны обладать самоиронией, терпением, музыкальностью, способностью увидеть в материале и сыграть нюансы и подробности».
О работе души: «Театр не для комфорта и не для удовлетворения зрительских потребностей в удовольствии. Скажу пафосно: театр - это работа души. Нужно сделать так, чтобы душа трепыхала, вибрировала - и у актера, и у зрителей. Это взаимный процесс. Если ты наполнишь зрителя пустотой, она вернется к тебе в ответ. И будет распространяться вокруг. А созидание - довольно сложный процесс. Но он дает зрителям надежду и желание жить дальше. Каждый театр сам решает для себя вопрос, куда и какой дорогой идти. Петр Наумович Фоменко раз и навсегда решил дотягивать зрителя до определенного уровня мышления. И мы взяли на себя эту миссию».
Спектакль-прививка
В «Рассказе о счастливой Москве» по Андрею Платонову играют актеры, хорошо известные по участию в популярных фильмах и сериалах. Но то, что великолепно сыграли на сцене Ирина Пегова, Яна Сексте и Евгений Миллер, так не походило на их сериальные роли. Спектакль принес режиссеру Миндаугасу Карбаускису и Ирине Пеговой «Золотую маску».
Этот спектакль о том, как практически во все времена люди обманываются лозунгами. О том, как люди продаются и покупаются и все это приводит к горьким вещам. И сейчас происходит то же самое. Настоящее счастье невозможно без счастья всеобщего. Невозможно устроить собственную жизнь тогда, когда вокруг все неустроено. Это прекрасно понимают и Москва Честнова, девушка с «громким сердцем», и многие персонажи Платонова, для которого эта мысль стала основополагающей в творчестве.
- Для меня этот театр - настоящая драгоценность, я его очень люблю, - признается актриса МХТ имени Чехова Ирина Пегова. - Раньше я играла здесь в «Дяде Ване». И вот вернулась. Сам текст Платонова, те мысли, которые мы транслируем в зал, все это не похоже на то, что я обычно делаю в театре. Я люблю, ценю и дорожу этим спектаклем. И не хочу, чтобы это заканчивалось. Мне кажется, от года к году роль и спектакль должны быть все лучше, все глубже, все интереснее. Наверное, это роль на вырост, которая, как хороший коньяк, будет с годами настаиваться, настаиваться, настаиваться. А с героиней мы так похожи желанием любви, желанием счастья...
- Когда Миндаугас собирался ставить спектакль, мы летели с гастролей из Бразилии, - дополняет Яна Сексте. - Он дал мне «Счастливую Москву» и сказал: «Прочти». Тогда мы с Ирой были знакомы только на уровне «здравствуйте». Когда прочла, первое, что я ему сказала: «Это Пегова». Он не послушал, репетировал полгода с другой актрисой, мы говорили ему, что он ошибается, он не воспринимал. А потом за месяц до премьеры понял, что все были правы, и сказал: «Давайте Пегову!». Когда мы начали читать эту вещь Платонова, были на грани паники, отчаяния, потому что это сложно понять, проследить мысль, ты не можешь даже ухватить предложение. Но вместе с режиссером очень медленно, поступательно «расчищали» предложения, докапывались до сути. И сейчас нам кажется, что это очень естественный, простой язык. А зрителям приходится непросто. Это тот спектакль, на который приходят не расслабляться, а работать вместе с нами, вместе дойти до каких-то серьезных мыслей.
- Этот спектакль - как прививка, - считает Пегова. - У меня есть знакомые, которые никогда не были в театре. Важно, на какой спектакль человек попадет первый раз в своей жизни. И я всегда называю «Счастливую Москву». Знаю, придет - и влюбится в театр, поймет, зачем он нужен, и уже не сможет без него обойтись.




оригинальный адрес статьи