Театральная компания ЗМ

Пресса

1 июня 2017

Евгений Миронов в кубе

Таня Левинсон | Интернет-издание «Salat.zahav»

Евгений Миронов "Гамлет | Коллаж". По итогам пресс-конференции

Мне посчастливилось побывать на пресс-конференции с Евгением Мироновым, художественным руководителем Государственного театра наций. Миронов - актер, который один сумел сыграть все роли - от Гамлета до Офелии - и не просто на сцене, а в кубе. Куб этот - конструкция, придуманная Робером Лепажем, то вращается, то трансформируется, и главная задача актера с нее не упасть. А тут еще монологи читать нужно. Это ведь Шекспир "Гамлет" - и монологов, и страстей хватает.

В постановке Театра Наций классический "Гамлет" - это неклассический "Гамлет | Коллаж". Как я поняла из рассказа Евгения Миронова, это скорее о человеке, который держит страсти и творческий потенциал в себе. А если раскроется, то его уже не обуздать. Это и прекрасно, и разрушительно одновременно.

О самом спектакле я еще напишу подробнее. А сейчас хочется сказать несколько слов о том, что именно говорил актер. Его мысли удивительным образом созвучны глубинным проблемам нашего времени. Времени массфола, слепой погони за лайками, времени без героев. Герои, конечно, есть. Но на фоне проплаченной и однообразной жвачки, разглядеть их нелегко.

Миронов разглядеть успевает. Он создал, по его выражению, "театр мечт" - сюда может прийти начинающий режиссер и показать свою работу. Если спектакль хороший, его могут включить в репертуар театра. Миронов предупреждает: если молодой режиссер станет заложником "лекала", то потеряет свой голос. А этот голос и уникальный почерк - единственное, что имеет значение. "Театр всегда элитарен, он избирателен, - говорит Евгений, - Сделать свою честную историю - сложно". Но если хочется высказаться, молчать нельзя.

Этот человек погружен в творчество и, если спросить его про декорацию к спектаклю "Гамлет | Коллаж" или про то, как ему удалось сыграть все роли, включая женские, его глаза загораются, и он с энтузиазмом рассказывает мельчайшие детали. Говорит, что все роли изначально пытались создать так, чтобы они отличались визуально: кудри, борода, коса. Но скоро стало ясно, что этого недостаточно. Актеру пришлось понять каждого персонажа - что это за человек - вжиться в образ и только тогда герои действительно стали вырисовываться.

Про куб Робера Лепажа, Миронов признался: несмотря на то, что это оригинальное и ультрасовременное постановочное решение, находится в кубе сложно. Морально, а главное физически. Он сказал, что если ассистенты сцены сделают ошибку или какая-то часть композиции упадет, то "у вас будет отличный кадр, но я его уже не увижу". Но куб, конечно, завораживает!

Евгений приоткрыл завесу и рассказал о своей творческой кухне. Сказал, что работа над ролью - для него это всегда кропотливая внутренняя работа и иногда освобождение от психологического груза. "Я должен не понимать, не нравится…, - говорит актер, - Но когда выхожу на сцену, полностью отключаюсь, не вижу зал. И только в конце во время поклона думаю: не то сыграл, не там сыграл".

Просто и естественно держался Евгений Миронов перед журналистами. После таких встреч я понимаю поклонниц Высоцкого, для которых резво взбежать на сцену и вручить букет цветов кумиру - мечта и смысл жизни. Такие люди завораживают. И тем интереснее наблюдать за их творчеством, оставив все остальное в стороне.

оригинальный адрес статьи