Театральная компания ЗМ

Пресса

15 сентября 2018

Занавес приоткрыт: что скрывается под «Золотой Маской в Эстонии»

Владимир Барсегян | Интернет-издание «Sputnik»

Sputnik Эстония встретился с главным организатором фестиваля "Золотая Маска в Эстонии" Светланой Янчек и задал ей вопросы, ответы на которые, возможно, помогут зрителям выбрать то, что им действительно хотелось бы увидеть.
С полным основанием можно сказать, что фестиваль "Золотая Маска в Эстонии" — это самое яркое театральное событие года. В этот раз фестиваль пройдет с 9 по 17 октября и представит эстонской публике множество ярких и неординарных работ российских театров. Sputnik Эстония поговорил с его главным организатором Светланой Янчек.

- "Золотая маска в Эстонии" 2018 года, с моей точки зрения, имеет одну особенность — это своего рода парад режиссеров. Громкие имена, оригинальные трактовки, создание театрального языка, доселе не слыханного. Именно режиссеры — главные звезды тех постановок, которые мы готовимся увидеть?

— Конечно, потому что современный театр все-таки авторский, режиссерский. И несмотря на советы Станиславского, режиссер все реже и реже умирает сегодня в актере, если вообще умирает. Но все режиссеры предпочитают работать с актерами яркими, талантливыми, которые находятся в хорошей профессиональной форме, поскольку задачи режиссерские, в известном смысле, весьма усложнились.
Например, в спектакле "Цирк" Максима Диденко, пожалуй в самом радикальном в нашей афише, есть и цирковые трюки, и полеты "под куполом", и клоунада, и буффонада, и шаржи. Все требует от актера универсальных умений, небывалой гибкости, не только физической. И ритмы в том же спектакле "Цирк" стремительные, волна накатывает за волной — зритель еще не "отсмеялся" над сценой, а уже идет мощный драматический эпизод, и визуал — яркий, многозначительный, с кодами. В общем, это, конечно, авторская история, которая воплощается множеством профессионалов на сцене и за кулисами.
А режиссерские имена на афише, что и говорить, первой величины — это Римас Тумис ("Царь Эдип"), и Дмитрий Крымов ("БеЗприданница"), и молодой Тимофей Кулябин ("Три сестры"), неординарность и талант которого признаны в России и за рубежом.

- Есть ли новые для нашей публики имена?

— Есть. Никита Кобелев, который поставил прекрасный спектакль по книге американского нейропсихолога Оливера Сакса. Книга стала бестселлером, экранизирована в Голливуде, поставлена Питером Бруком, есть даже опера на ее основе. Это спектакль о замечательных, особенных людях, которые учат нас, зрителей, через истории своей жизни самому важному — прислушиваться к внутреннему голосу, открывать в себе неизведанное, не устанавливать рамки и нормы, которые выбрасывают непохожих людей за линию нашего внимания, сочувствия и принятия.
И еще хочется сказать о команде молодых ребят (Евгений Карпов и Кирилл Сёмин) — они поставили музыкальный спектакль "Волшебник Оз" для детей в санкт-петербургском "Небольшом драматическом театре", который также будет представлен на нашем фестивале. Легко, изящно, с юмором и иронией рассказывается история, которая будет интересна детям, оставляя пространство и для внимания взрослых. Рекомендую прийти на этот спектакль всей семьей, получите удовольствие.

- Вы наверняка уже видели все работы, которые будут представлены на "Золотой маске" в Эстонии в этом октябре. Какая из них вам кажется наиболее радикальной, экстравагантной?

— Все спектакли интересны и по хорошему "экстравагантны", правильнее сказать — делающие какие-то содержательные открытия в области формы и театрального языка. Ну, а как я уже сказала, самая, на мой взгляд, яркая и неожиданная работа у Максима Диденко — "Цирк". В основе культовое советское кино — комедия Григория Александрова. Всем известный сюжет, хоть и сохранен, но в контексте прошедших с тех пор лет и под острым взглядом режиссера содержательно меняется до неузнаваемости. Уверена, что будет много споров и обсуждений у тех, кто посмотрит спектакль.
Совершенно удивительным будет для публики спектакль Тимофея Кулябина "Три сестры", который актеры играют на языке глухонемых. На двух экранах будет размещен текст на русском и эстонском языках. Таким образом, режиссер делает исключительно наглядными чувства знакомых персонажей, а зрителей, которые в уме проговаривают и проживают все реплики героев — непосредственными участниками происходящего.
И спектакль "Эдип", как зрелище грандиозное (он был поставлен в самом древнем амфитеатре Греции — Эпидавре), с мощным накалом трагических страстей, явление во многом исключительное и редкое в современном театре. Ну где сегодня могут еще так внятно и по духу современно поставить и так пронзительно сыграть трагедию (жанр, почти исчезнувший)?! Мне кажется, что только в вахтанговском театре. Там есть и режиссер-мыслитель, и актеры, способные воплотить его замысел.
Отдельного слова в контексте вашего вопроса заслуживает Дмитрий Крымов, режиссер, который вообще создал свой авторский, неповторимый театр. До него никто другой так органично не соединял и не делал наглядным это слияние — визуального, смыслового и игрового начала в театре. Он головокружительно свободен в своем поиске на сцене и мучительно, предельно честен.

- Если говорить о субъективном восприятии, то какой спектакль из тех, которые будут показаны на "Золотой маске" вам лично нравится больше всего и почему?

— Это вопрос сложный. Не всегда есть возможность составить равнозначную во всех своих составляющих программу. Но афиша этого года нам, без сомнения, удалась. Я понимаю, что все охватить нельзя, что билеты на все спектакли не купишь. Поэтому доверяйтесь, дорогие зрители, собственному чутью, ознакомившись с анонсами, рецензиями.

- "Золотая маска" это не только спектакли, но и серьезная программа, рассчитанная на театральных гурманов и специалистов. Какой она будет в этом году?

— Скромнее, чем, скажем, в прошлом. Тех, кто интересуется историей театра и кино, мы приглашаем в Театральную школу (Lavakas) на интереснейшие лекции Кристины Матвиенко о взаимодействии театра и кино на протяжении двадцатого столетия. Полная информация на странице фестиваля. Этой же теме будет посвящена и выставка в концертном доме Alexela.

оригинальный адрес статьи