Театральная компания ЗМ

Пресса

5 октября 2018

Вместе трудно, но врозь невыносимо (о спектакле МТЮЗа «С любимыми не расставайтесь»)

Юлия Болтаевская | «Забайкальский рабочий»

Спросите себя — боитесь ли вы одиночества? Наверняка, большинство утвердительно кивнет. Но, несмотря на это, в жизни каждого из нас была история встречи с последующим тяжелым напрасным расставанием из-за внезапной вспышки гнева, личных комплексов, чужих ожиданий, эгоизма, душевной глухоты по отношению к тому, кто находился рядом…

Концентрацией таких повседневных для общества, и глубоко трагичных для каждого отдельного человека историй является спектакль художественного руководителя Московского театра юного зрителя Генриетты Яновской «С любимыми не расставайтесь» по пьесе Александра Володина, который читинские ценители театрального искусства увидели первым в рамках фестиваля «Золотая маска в Чите» на сцене краевого драматического театра.


Созданное в 70-е годы прошлого века произведение, хорошо знакомое представителям старшего поколения по одноименному фильму, актуально и остро звучит и в наши дни, когда статистика «кричит» об огромном количестве разводов. Почему так происходит? Ответ на этот вопрос нам дал еще Лев Толстой в своем бессмертном романе: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». В постановке столичного ТЮЗа выведывать секреты несчастливых семей по долгу службы приходится Судье, роль которой прекрасно исполнила заслуженная артистка РФ Виктория Верберг, к слову, номинированная на премию «Золотая маска» в 2015 году за лучшую женскую роль. Бракоразводный процесс в спектакле сродни исповеди, во время которой герои обнажают душу, предстают такими, какие они есть на самом деле. Вглядываясь в глубины человеческим отношений, Судья вынуждена искать в них хотя бы крохотные осколки чувств, благодаря склеиванию которых можно уберечь семью от распада, вот только находить их ей удается не всегда. В беседе с супружескими парами Судья ведет себя резко, порою цинично и даже грубо, но, как зритель понимает ближе к финалу постановки, происходит это не просто из-за усталости от рутинной работы, а потому что сама она — несчастная женщина, когда-то прогнавшая от себя любовь, а теперь обреченная на одинокое прозябание. Потому она и не может объяснить иначе, как фразой: «С ума все посходили», — стремление других персонажей не спасти, а окончательно разрушить свое хрупкое счастье, обрекая себя на ненавистную ей самой участь.


Усмирение собственной гордыни могло бы предотвратить трагедию, разразившуюся в молодой семье Кати и Мити Лавровых (артисты София Сливина и Антон Коршунов). Катя задержалась с подругами на праздновании дня рождения, попала под объектив камеры фотографа Вадима. Митя истолковал это как измену — не пустил жену домой, да еще и девушку привел по «молчаливой договоренности». Такая вот нелепая мелочь оборачивается жестокой драмой, на протяжении которой два по-настоящему любящих человека делают друг другу больнее и больнее, и в итоге просто уничтожают друг друга. Митя становится несправедливо жестоким к другой, влюбленной в него женщине Ирине (артистка Марина Гусинская). Живая и энергичная Катя теряет рассудок, превращается в совершенно беспомощное существо, не осознающее ничего, кроме горького чувства тоски по любимому мужу. Ее судьба сродни жизненному пути другого персонажа — Агафьи Тихоновны (заслуженная артистка России Оксана Лагутина), которая ассоциирует себя с героиней «Женитьбы» Николая Гоголя, успевшей полюбить Подколесина, сбежавшего от нее перед свадьбой через окно. А, быть может, она — настоящее гоголевское создание, столетиями мучающееся от утраты единственной в ее жизни подлинной любви. Агафья Тихоновна тщетно пытается поделиться своим горем с окружающими — ее не слышат, потому что каждый из персонажей измучен собственной болью, и им совершенно нет дела до чужих переживаний.


Перед зрителями проносится множество таких жизненных картинок, словно запечатленных на снимках фотографа: браки, заключенные сильной любовью, браки от безысходности, браки от надежды на кооперативную квартиру, пьяные браки. В череде историй соединений и расколов мечутся и терзаются одинокие души — любящая безответно Ирина; так и не встретившая своего счастья Женщина (артистка Екатерина Кирчак), отгородившаяся «почти капитальной» перегородкой от единственного близкого ей человека — родной сестры. Этой «почти капитальной» перегородки нет на сцене, но она незримо присутствует в каждой истории, и рушится только в финале, когда все героини надрывно кричат, каждая — своему единственному: «Я скучаю по тебе!»


Не совсем правильно сравнивать фильм и театральную постановку, но все же позволю себе это сделать. На экране вулкан страстей готовится к извержению постепенно — лава отчаяния кипит где-то глубоко внутри героев, хотя внешне они пытаются оставаться сдержанными. В постановке Генриетты Яновской все иначе — герои изначально как оголенные провода под током, напряжены настолько, что видимое затишье вновь и вновь сменяется мучительными всполохами: неистовыми криками, острыми конфликтами, отчаянными сценами борьбы с попытками утопления в ванне. Такая интерпретация образов, на мой взгляд, делает их по-настоящему живыми и современными, хоть и встроенными в пространство советской реальности.

Так мы плавно подошли к разговору о декорациях. Мне довелось побеседовать по этому поводу со зрителем — представителем старшего поколения, который выразил мнение, что «обшарпанная шатающаяся дверь, некрашеные табуретки» создают уж слишком неприглядную картину. Мол, молодежь посмотрит и решит, что в советские годы все так и жили — в нищете, пользуясь мебелью со свалки. Но театр не был бы искусством, если бы все, что находится на сцене, преследовало лишь одну цель — передать приметы обстановки, особенности быта, черты эпохи. В данном спектакле находящиеся на сцене вещи несут символическую нагрузку. Перекошенная облупившаяся дверь, покосившаяся лампа являются отражением внутреннего мира персонажей. Квартира, в которой живут уже разведенные Катя и Митя Лавровы, каждой своей деталью говорит о разладе в молодой семье. А за этой ненадежной дверью — огромный мир с телефонными будками, уходящими в бесконечность пожарными лестницами, парящими на высоте скамейками и велосипедами. Этот хаос — общий дом расколотого, разъединенного социума, в котором люди не слышат и не прощают друг друга, в итоге вовсе переставая верить в возможность обретения любви и счастья.


Вот потому так невыносимо грустно, несмотря на то, что в спектакле есть сцены, которые кажутся смешными. На самом же деле, нет ничего веселого в том, что человек становится трагикомичным в своем абсурдном стремлении разрушить собственную жизнь и жизнь того, к кому он привязан нитями судьбы. Потому и реакция зрителей была несколько настороженной, что заметили и сами артисты.

— В каждом городе свой зритель: случается, что на какие-то моменты в постановке московская публика и вовсе не реагирует, и вдруг в региональном театре — восторг, овации, — поделилась размышлениями актриса София Сливина. — Читинские театралы показались мне интересными — слишком внимательный и глубокий здесь зритель, отзывающийся не на реплики, не на текст, а на детали, которые относят его к чему-то своему — личному.

Автор этих строк намеренно посмотрела постановку дважды и отметила, что при повторном просмотре те моменты, что изначально казались смешными, уже не вызывают улыбку, разве что только грустную. И как ни готовь себя к финалу, намереваясь пережить его спокойно, он все равно обрушивается на тебя, как леденящий ливень, и сливается с внутренними голосами сидящих в зале людей, каждому из которых есть, о ком скучать.

Справка «ЗР»
Спектакль «С любимыми не расставайтесь» Московского театра юного зрителя номинирован на премию «Золотая маска» в 2015 году в номинациях «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая женская роль» (Виктория Верберг).



оригинальный адрес статьи