Театральная компания ЗМ

Пресса

3 октября 2019

Елена Яковлева: «800 раз выходишь на сцену и 800 раз переживаешь и сомневаешься в себе»

Анна Гриневич | ИА «Республика Карелия»

2 и 3 октября на сцене Музыкального театра идет спектакль по самой известной пьесе Алексея Казанцева, поставленной в жанре SounDrama режиссером Владимиром Панковым с участием Елены Яковлевой, Елены Шаниной и Андрея Заводюка.

Театральный обозреватель Борис Гущин говорит, что драматург Алексей Казанцев считал одной из самых удачных постановок своих пьес спектакль Геннадия Мая «Бегущие странники», поставленный в Петрозаводске. «Это карма!» — отвечает ему Владимир Панков, режиссер спектакля «Старый дом» и художественный руководитель московского театра Центра драматургии и режиссуры (ЦДР). Спектакль «Старый дом», который произвел впечатление на столичную публику и номинировался на высшую театральную премию страны, сейчас показывается в Петрозаводске в рамках региональной программы фестиваля «Золотая маска».

Режиссер Владимир Панков сумел сделать историю из 1960-х, написанную в 1970-х, равно любопытной и тем, кто привык к «старому» театру, и тем, кто ценит в постановках интерактив и шоу. Своеобразными якорями, цепляющими «первоисточники» той эпохи, стали прием чтения авторских ремарок героями спектакля, аранжировки песен Окуджавы и других, ретро-сценография и актерская интонация, возвращающая нас в прошлое. Вместе с тем здесь есть и современные юмор и ирония, приемы нынешнего театра, цитаты из близкого эпохе пьесы материала. Артист Антон Пахомов за исполнение роли разрушителя судеб Резаева стал лауреатом премии «Золотая маска».

Поскольку режиссер Владимир Панков поменял некоторые акценты в пьесе и пригласил в спектакль Елену Яковлеву, на первый план вышла линия, связанная именно с историей ее героини. На встрече с журналистами актриса призналась, что до последнего не верила в то, что она подходит для этой роли.

«Мне кажется, что наша профессия прекрасна тем, что ты каждый раз выходишь на сцену, как в первый раз. Каждый раз тебе кажется, что ты ничего не сможешь, что роль не твоя, и у тебя ничего не выйдет. Я всегда с большим трудом соглашаюсь на новые постановки. В спектакле «Старый дом» мне тоже казалось, что это не моя роль, что я ничего хорошего в этом спектакле не сделаю, что здесь нужна другая артистка. И так происходит практически всегда. Есть спектакли, которые ты играешь по 15-18 лет, 800 раз выходишь на сцену и все 800 раз переживаешь и сомневаешься», — сказала Елена Яковлева.

Режиссер спектакля Владимир Панков объяснил, что приглашение в работу над спектаклем актеров других театров связано еще и с профилактикой климата в «аквариуме».

«Труппа — это аквариум. Чтобы здесь была проточная вода, чтобы вода не тухла, нужно приглашать актеров «со стороны». Приход в театр и Елены Яковлевой, и Андрея Заводюка, и Елены Шаниной помогает нам установить связь поколений. Присутствие актеров другой школы дает нашим артистам возможность наблюдать за их работой и понимать, какие в театре могут быть ограничения», — сказал режиссер.

Актрису Елену Шанину зрители знают в основном по работам в театре «Ленком» Марка Захарова. Ее визитной карточкой считается роль Кончиты в спектакле «Юнона и Авось». Сама Елена Юрьевна не считает эту роль лучшей в жизни, хотя и не отрицает того, что она сделала ее известной.

«Я думаю, что у Марка Захарова были спектакли гораздо сильнее «Юноны и Авось», но именно он был удачно снят на пленку и его посмотрело много людей. Конечно, я этому спектаклю благодарна, потому что я человек честолюбивый, хоть и не тщеславный. Я не стремилась к этому, но так получилось, что спектакль и фильм «сделали мне имя». В наше потребительское время это даже и полезно, — сказала Елена Шанина. — На самом деле, мне интересно то, что происходит сейчас, мне нравится работать в этой команде — с этим режиссером и актерами. У меня уже есть опыт участия в грандиозном, прекрасном спектакле Владимира Панкова «Война». В Париже его называли лучшим театральным российским произведением, но вы, возможно, о нем не знаете и будете судить нас по тому материалу, который увидите. Я считаю, что это новое явление — саундрама, новый язык. Как всякий театральный язык он со временем исчезнет. Театр — это здесь и сейчас. Я счастлива, что сейчас работаю с прекрасными партнерами, и у нас происходит обмен на эмоциональном уровне. Мир тесен, но слой тонок».

На встрече с журналистами Елена Яковлева рассказала, что совсем недавно месяц прожила в Карелии — снова снималась в роли Бабы-яги в новом фильме.

«Я воюю уже с этим образом, но вот уже снялась во второй и третьей части (фильма «Последний богатырь»), — сказала актриса. — Кстати, я целый месяц жила здесь недалеко — в Саткалахти… Сарталамби… Стартавала… Сортавала! Извините, что сразу не выговорила. Мы жили на улице с финским названием, я три дня его учила. Удивительная природа, Валаам. Играть роль Бабы-яги тоже было страшно — трудно в этом соревноваться с Георгием Милляром, он был лучшим. Изо всех сил мне хотелось сделать образ злой героини, но не получилось».

Елена Яковлева призналась, что уже начала собирать коллекцию бабок-ёжек, и уже купила одну в Петрозаводске. Кроме того, на Онежской набережной актриса выковала себе монету на счастье и загадала желание.

«У меня есть мечты, но я об этом не рассказываю. Всю жизнь, со студенческой скамьи, я мечтала сыграть в «Пигмалионе», но не ходила и никого не просила. И вот мне предложили сыграть Элизу Дулиттл в «Современнике». А потом всю жизнь хотелось сыграть трагическую роль. И так случилось, что мне досталась Мария Стюарт. Когда мечтаешь, но не говоришь об этом, тогда это и случается», — считает актриса.

На вопрос о том, как актеры расслабляются, чтобы иметь силы для творчества, актер Андрей Заводюк ответил, что силы черпает в самой работе.

«Скажу честно, можете мне не поверить: чем больше работаешь, тем лучше себя ощущаешь. На второй день отдыха уже начинаешь мучиться и хочешь снова делать дело, от которого получаешь удовольствие», — сказал артист.

Елена Яковлева хотела сразу сказать, что она и не напрягается, но всерьез рассказала о том, какие ощущения актер испытывает от некоторых работ.

«Силы восстанавливаются хорошим восприятием спектакля. Вот зал затихает именно в тот момент, когда ты хочешь, чтобы он затих, возникает звенящая пауза, и ни у кого не падает номерок, никто не лезет доставать конфету, не кашляет и не звонит телефон. И в конце спектакля у тебя возникает такое ощущение, что ты можешь его тут же сыграть снова, и он будет еще лучше. Всё, что ты потратил на спектакле, тебе возвращает публика в двух- и трехкратном размере. Потом мы не такие избалованные артисты, чтобы говорить об усталости и депрессии. Она бывает, конечно. Когда не звонит телефон полгода и актеру не предлагают ни одного нового сценария, он начинает тухнуть. Ему кажется, что он стал старым и никому уже не интересным. А потом — ой — звонок! И какая бы сценарная ерунда тебе ни была бы предложена, ты вдохновляешься: «Склифосовский?» Да!» Мы живем, получается, питаясь исключительно работой.

Спектакль «Старый дом» проходит в Петрозаводске как часть программы фестиваля «Золотая маска». 17 октября фестиваль завершится на сцене Музыкального театра балетом Кирилла Симонова «Золушка». В программе этого сезона в столице Карелии показали спектакли «Сад» Театра кукол Карелии, «Свои люди — сочтемся» Российского академического молодежного театра.

«Фестивалю «Золотая маска» исполнилось 25 лет. За это время мы развили и гастрольное, и образовательное направления фестиваля. С 2018 года прямые трансляции фестиваля «Золотая маска» можно посмотреть в интернете (проект «Золотая маска online»), отдельная программа фестиваля адресована детям. Нам важно, чтобы знакомство театров продолжалось на всех уровнях, поэтому мы попросили показать карельскую «Золушку» на гастролях фестиваля в Ижевске. Региональные спектакли могут звучать не хуже столичных», — считает Наталья Яневская, руководитель региональной программы фестиваля «Золотая маска».

оригинальный адрес статьи