Театральная компания ЗМ

Пресса

26 марта 2020

Непротивление злу насилием

Зоя Бороздинова | Газета «Экран и сцена»

Интерактивный спектакль “По приколу! Кто решает, что смешно?”, показанный “Золотой Маской” в программе “Детский Weekend”, – совместный проект Красноярского ТЮЗа и берлинского театра “Strahl”. Режиссер Кристиан Гизе, актеры и фокус-группа (подростки) долго работали над материалом про школьный моббинг, чтобы российская версия по актуальности не уступала немецкой. Местом действия выбрали спортивный зал обычной школы: длинные низкие скамейки, маты, баскетбольное кольцо (сценограф Елена Турчанинова). На физкультуре чаще, чем на других уроках, случаются конфликты: соревновательность и телесность – опасные для подростков темы.

Актриса Мария Нестрян, исполняющая функции ведущей интерактива, просит зрителей разделиться: дети к детям, взрослые ко взрослым. Освобожденные из-под родительской опеки, подростки чувствуют себя свободнее и сплоченнее. Но такой суверенитет подразумевает ответственность: сказал глупость, воскликнул абы что ради шутки – на сцене воплотят твою реплику, и станет стыдно.

Постепенно происходит знакомство с героями. У каждого из них имеются свои неприятности, недопонимания и обиды. Друг от друга их отличает не разница жизненных обстоятельств, а отношение к ним, характер, мнение, выбор. Вот девочка (Дарья Мамичева), в школе она новенькая, а дома ее все донимают. Она умеет ловко манипулировать и подстраиваться и больше всего боится остаться одной и стать жертвой. Вот другая девочка, Мира (Сафия Байрамова), она любит баскетбол и даже делает успехи, но мама безапелляционно решает, что следует подыскать более женственный вид спорта. Девочка чувствует, что ее мнение ничего не значит, и “зажимается”, становится трусливой. Вот рослый громила Макс (Вячеслав Сысоев), которому правила не писаны, получающий удовольствие и адреналин от унижения других. Есть еще тихоня Антон (Михаил Гольцов) – книжки увлекают его куда больше, чем кувырки через голову с переворотом. Он даже не пытается постоять за себя.

Назревает и разворачивается конфликт. Ведущая время от времени останавливает действие, чтобы спросить героев, что, по их мнению, сейчас произошло. У зрителей тоже есть возможность задавать любые вопросы. Артисты, отвечая, не выходят из своих ролей, не высказывают собственных суждений. Они в прямом значении слова исполнители.

Несмотря на всю серьезность темы, спектакль балансирует между смешным и тревожным, не превращаясь в нудный или нравоучительный. Иногда, чтобы лучше понять героя, требуется отступить от сюжета, перенести его в мир сладких грез или страшных кошмаров. Здесь детям дают проявить фантазию, и оказывается, что они остро реагируют на ситуацию в мире. Осведомленность о политической повестке дня кажется взрослым смешной и удивительной. Такая реакция на ответы собственных детей говорит о том, что они многого друг о друге не знают. Ответы подростков – интересный социологический факт: самым прекрасным местом на земли они считают Мальдивы, Испанию и дом. Самым ужасным – зачумленную коронавирусом Италию и населенную дикими медведями Сибирь (о Сибири, впрочем, дети имеют представление приблизительное, не подозревая, что артисты Красноярского театра как раз сибиряки).

Когда сюжет добирается до кульминации – непосредственно акта насилия – ведущая просит детей придумать способ этого не допустить, давая шанс остановить агрессию, попробовать разные модели поведения. Обжечься. Спектакль показывает, что нет ничего страшного в том, чтобы предоставлять детям возможность ошибаться. Кого-то из подростков даже приглашают на сцену, чтобы отыграть свою гипотезу и понять, сработает или нет. В итоге, методом проб и ошибок, конфликт удается задушить в зародыше. Артисты красноярского ТЮЗа выбрали правильную интонацию для общения с подростковой аудиторией – отношения на равных, спокойный разговор о ситуациях, в которых побеждают эмоции. Они научили, но не продиктовали.

Кажется, все зрители приходят к пониманию, что лучший вариант защиты от травли – это помогать друг другу, не оставлять человека наедине с агрессором. Антон, которого постоянно атакуют, не выглядит жалким или брошенным – почему он стал изгоем, непонятно и неважно. Жертвой может оказаться каждый. Заступаться можно и нужно не только за друзей, просто – за человека. Мысль о том, что уважение должно стать основой общества, актуальна, конечно, и для людей старше 15 лет.

После спектакля взрослые уверяют друг друга, что проблема сильно преувеличена, что в той школе, где учится их ребенок, такого случиться не может. Дети же, даже не знакомые между собой, продолжают обсуждать произошедшее, давая все новые и новые варианты ответов, задавая все более сложные вопросы, горячо споря и столь же горячо соглашаясь. Они не обращают внимания на национальные, финансовые, физиологические особенности – они выслушивают чужое мнение и легко высказывают свое. Театр не может глобально изменить общество, но спектакль красноярского ТЮЗа дает надежду, что искусство делает мир чуть-чуть лучше.

оригинальный адрес статьи