Театральная компания ЗМ

Пресса

20 августа 2020

«Золотая Маска» возвращается: 6 спектаклей фестиваля, которые можно увидеть в Москве

Антонина Шевченко | Интернет-издание «Time out Moscow»

Карантин прервал театральный сезон в самом разгаре. Театры закрылись, и едва набравший обороты фестиваль-конкурс «Золотая маска» замер в ожидании. И вот спустя почти полгода «Маска» снова в деле: совсем скоро показы, на которых смогут побывать и московские зрители, возобновятся. Театры со всех уголков страны ждут возможности показать свои лучшие премьеры сезона 2018-2019 и побороться за престижную награду. Time Out выбрал шесть ярких спектаклей конкурса, которые нельзя пропустить.
 

«1000 шагов с Кириллом Серебренниковым»

Мобильный художественный театр

Номинация: Эксперимент/спектакль
 

Это первый спектакль, который новоиспеченный на тот момент режиссер и драматург Михаил Зыгарь выпустил в Мобильном художественном театре. В момент выхода спектакля Кирилл Серебренников еще сидел под домашним арестом. Зрителям, а точнее слушателям, предлагается провести полтора часа в неспешной прогулке по утвержденному судом маршруту в районе Пречистенки.

Продвигаясь все дальше, вы углубляетесь все глубже в историю домов и их обитателей. Судьбы Николая Тургенева, Бориса Пастернака, Сергея Есенина, Михаила Булгакова выстраиваются в один драматический ряд, где у каждого сложные отношения с государством. А главное орудие сопротивления — творчество.
 

«Преступление и наказание»

Театр «Приют комедианта», Санкт-Петербург

Номинации: драма/спектакль малой формы; работа режиссера (Константин Богомолов); работа художника по костюмам (Лариса Ломакина); мужская роль (Дмитрий Лысенков); мужская роль (Александр Новиков); женская роль второго плана (Мария Зимина); женская роль второго плана (Марина Игнатова); мужская роль второго плана (Валерий Дегтярь)
 

Пожалуй, это один из самых аскетичных спектаклей Константина Богомолова. Никто в нем не дрожит, не зовет, не плачет и не страдает по-достоевски. Холодный расчет в преступлении, и такой же в наказании. Долгие бесстрастные и на первый взгляд равнодушные разговоры без эмоций и театральных интонаций. Эти герои существуют по давно кем-то выработанному плану и не могут найти в себе силы для хоть какого-то сопротивления.

Как ни удивительно, этот спектакль Богомолова стал для кого-то таким же эпатажным и шокирующим, как и «Карамазовы». Но в данном случае провокация именно в бездействии, пустоте и серости. Постановка раздражает и щекочет, усыпляет бдительность и гипнотизирует актерской игрой и неигрой одновременно. Роман из школьной программы превращается в криминальное чтиво, где добро и зло перестало бороться и слилось в единое целое.

«Про честное слово»

Театр «Karlsson Haus», Санкт-Петербург

Номинации: Куклы/спектакль; работа режиссера (Анна Иванова-Брашинская); работа художника (Эмиль Капелюш); работа художника (Саша Полякова); работа актера (Анатолий Гущин)
 

Знаменитый питерский театр кукол, чей уютный дворик и вход через окно невозможно не полюбить с первого взгляда, привозит историю о чести — понятиии, как будто оставшемся только на страницах книг. Кукольный мальчик с соломенными волосами кочует по трем произведениям русских писателей: рассказу Антона Чехова «Дом», повести Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» и рассказу Леонида Пантелеева «Честное слово».

Сказочный мир создают всего несколько кукол, одна из которых играет сразу три роли. Этому созданию приходится играть трех мальчиков разных эпох. Избалованного чеховского Сережу, играючи дающего честное слово отцу, но затем все же осознавшего его значение. Романтического Алешу из «Черной курицы», нарушившего клятву никому не рассказывать о подземном мире. И безымянного персонажа Пантелеева, для которого честное слово оказывается дороже всего остального.
 

 

«Гроза»

«Чехов-центр», Южно-Сахалинск

Номинации: Драма/спектакль большой формы, работа режиссера (Александр Созонов), работа художника (Алина Алимова), женская роль второго плана (Алиса Медведева), мужская роль второго плана (Александр Ли)

Взяв за основу классическую пьесу Островского, ученик Кирилла Серебренникова режиссер Александр Сазонов прокрутил ее на 360 градусов, как следует встряхнул, приправил мотивами творчества Владимира Сорокина и получил совершенно новую историю. Сахалинцы в своей «Грозе» рассказывают сказку-антиутопию о России 2159 года.

В этом дивном новом мире победили средневековые патриархально-религиозные взгляды, а «общество полностью отказалось от прогресса ради духовного развития». Страну от загнивающего запада отделяет Великая Русская Стена. Жители волжского города Калинова живут на остатках былой роскоши и обломках былого величия. Вокруг них — старая подтекающая ГЭС, которая особенно оттеняет их яркие, цветастые, псевдонародные костюмы. Приспособиться к новой реальности — лучший способ выжить. Екатерине это не удается. И трагический финал снова неизбежен.
 

«Российская А. Азбука»

Театр ТРУ, Санкт-Петербург

Номинации: Драма/спектакль малой формы, работа режиссера (Александр Артемов), работа драматурга (Александр Артемов), работа драматурга (Настасья Хрущева)
 

Театр ТРУ — представители питерского интеллектуального андеграунда и бескомпромиссные экспериментаторы высокого полета. Они умеют соединять несоединимое, всякий раз придумывая новый микс из культурных кодов и элементов различных медиа. Авторское определение жанра спектакля-номинанта не может не заинтриговать — метамодерное действо о русской азбуке.

Б — блины, В — Валенки, З — здоровье, Б — больница — все это есть в каждом из нас, хотим мы этого или нет. П — пустота, С — Стравинский, Т — Тайга, У — Уха, Е — Есенин. Пятеро современных богатырей в спортивных костюмах ритмично проговаривают в микрофоны стихи о каждой букве русского алфавита. А сопровождает лубочно грубые стихи-частушки ярморочная музыка Стравинского. Мифотворчество, не иначе.
 

«Пермские боги»

Театр-театр, Пермь

Номинации: Драма/спектакль малой формы, работа режиссера (Дмитрий Волкострелов), работа художника (Ксения Перетрухина), работа художника по свету (Илья Пашнин)

Дмитрий Волкострелов — известный экспериментатор, Джон Кейдж российского театра. «Пермские боги» — не первая его работа, где театр работает в тандеме с музеем. Вдохновившись пермской деревянной скульптурой, режиссер о ней, по сути, ничего не рассказывает, а делится впечатлениями и размышляет о том, кого изобразили скульпторы — богов или простых людей.

В этом музыкально-поэтическом импрессионизме стихи Бродского, Цветаевой, Пастернака сплетаются с повседневной стиркой белья, лепкой пельменей и полуденным чаепитием. В один час укладывается весь цикл деревенской жизни: день сменяет ночь, а короткое лето — долгая зима. По мнению режиссера именно мгновения этого бесконечного цикла и запечатлены в скульптурах. И театр дает им шанс снова ожить хотя бы на один этот час.



оригинальный адрес статьи