Театральная компания ЗМ

Пресса

24 июня 2021

Театр «Мастерская Петра Фоменко» открыл программу «Золотой Маски» в Нижнем Новгороде спектаклем «Сон в летнюю ночь»

Ольга Северюгина | Интернет-издание «Нижегородская правда»

Фестиваль «Золотая Маска» после двадцатилетнего перерыва добрался до столицы Приволжья. Московских гостей на своей сцене принял Нижегородский театр юного зрителя, чья сцена, по словам организаторов фестиваля, идеально подошла для показов фестиваля.

Открылся фестиваль 23 июня спектаклем театра «Мастерская Петра Фоменко» «Сон в летнюю ночь» в постановке Ивана Поповски.

Великолепная, яркая и невероятно смешная шекспировская феерическая комедия в необычной интерпретации театра стала одной из его визитных карточек и успешно представляет театр на разных сценах страны. В том числе и на «Золотой маске» в разных городах, причём именно этим спектаклем обычно и открывается фестивальная программа. И это заслуженно, ведь спектакль получил премию «Золотая маска» в 2016 году как «Лучший спектакль в драме, большая форма» и номинировался на премию как «Лучшая работа режиссёра» и «Лучшая женская роль».

Звёздный состав спектакля
В Нижний «Мастерская Фоменко» приехала звёздным составом. Это Карэн Бадалов, Галина Тюнина, Олег Нирян, Кирилл Пирогов.

Зрители на спектакль допускались по новым правилам — с подтверждением об отсутствии коронавируса, справкой о прививке, или тестом на антитела.

Для тех зрителей, у кого такого документа не было, за час до показа в здании театра разместилась временная экспресс–лаборатория, где его можно было сдать за 1 250 рублей.

Интересно отметить, что в связи с ограничениями по коронавирусу билеты можно было сдать, но сдали их всего двенадцать человек. Зрители так долго предвкушали встречу с «Золотой маской», что их не испугали сложности. И в необычайно знойный день они пришли посмотреть спектакль одного из самых известных театров страны. Зал был полон.

— «Сон в летнюю ночь» — это наша театральная попытка порадоваться и поделиться этой радостью со зрителями. Мы мучительно пытались понять, что же именно происходит в этой пьесе Шекспира, но в итоге так до конца и не поняли сами. Это просто безумие любви! Все герои пьесы сошли с ума от любви. И это – самое прекрасное, что можно представить — сыграть жаркую любовь в такой жаркий день, — пошутил режиссёр, и рассказал, что специально выбрал для своей постановки дерзкий и резкий перевод Осии Сороки, а не классический романтический и лёгкий Татьяны Щепкиной-Куперник .- Мне показалось, что текст Сороки более игровой, резкий, понятный и более страстный! Это настоящее любовное безумие, которое искрится на сцене, — добавил Иван Поповски.

Великолепная игра со светом
И всё действительно искрилось. Длится комедия почти три с половиной часа, но время для зрителя пролетает незаметно. Юмор, прошедший через века, захватил их с первой минуты и не отпускал до поклона.

Ещё до открытия занавеса, когда где-то на задних рядах вдруг возник Филострат, который напевая продефилировал на высоченных котурнах звонко стучащих по паркету театра к сцене, зрители почувствовали, что их вовлекут в настоящую игру с актёрами. На протяжении всего спектакля герои то и дело появлялись в пространстве зала, то устраивая погони между рядами, то внезапно появляясь из дверей. За день репетиций они прекрасно изучили театр и как по мановению волшебной палочки возникали то тут, то там, радуя зрителей и заигрывая с ними. Жаркие взгляды, целования рук дам – атмосфера на сцене и в зале накалялась с каждой минутой.

Благодаря смелому режиссёрскому приёму все герои зеркально повторились в мире людей и эльфов, и очень скоро Филострат превратился в задорного и проказливого слугу царя эльфов, Робина. Амбарцум Кабанян, сыгравший эти роли, мгновенно стал любимцем зрителей. Его неуёмная энергия, галантность, юмор и просто громовой голос словно затапливали все пространство вокруг.

Величественный Тезей, герцог афинский – Карэн Бадалов вдруг превратился в задумчивого царя эльфов Оберона, а его невеста – суровая царица амазонок Ипполита – звезда театра Галина Тюнина — в любвеобильную царицу эльфов Титанию.

Артисты очень лихо передвигаются на котурнах – знаменитой античной обуви
Буффонада и почти акробатические трюки приводили в восторг зрителей первых рядов, над которыми время от времени на полотнах практически взлетали главные герои. Уморительные сцены на котурнах, кошачьи бои главных героинь с мяуканьем на весь зал, затейливые сцены с языком тел – необычность спектакля показала все излюбленные приёмы «фоменок».

Зрители с хохотом наблюдали страсти босоногих влюблённых, сами вступая в игру в их погонях. Особенно забавной стала сцена, где Деметрий со словами: «Я не люблю тебя. Отстань, уйди…» вынужден тащить Елену, обвившую его мёртвой хваткой. Восторженные аплодисменты и смех в зале иногда не давали актерам продолжить свои реплики.

В спектакле много великолепной игры со светом и тканями. Взметнувшееся над сценой полотно под музыку Вилла Лобоса эпично и величественно накрывает Титанию любовью – наказанием к ослоголовому ремесленнику, насланным мужем . Ткани тут то превращаются в лес, то становятся символами бури чувств в сердцах героев. А полная луна, точно такая же яркая и огромная, как та, что вставала над Нижним, пока шёл спектакль, манила зрителя и героев своей волшебной чистотой и сиянием.


Любовные сцены в жару были особенно жаркими
Иногда казалось, что труппа театра собралась развлечься и понаблюдать за нижегородским зрителем. Раскачиваясь в гамаке Оберон с олимпийским спокойствием и мудростью наблюдал зал в лорнет, вызывая ассоциации с Воландом. И каждый зритель чувствовал его изучающий взгляд. А на сцене в это время творилась любовная кутерьма, которую постоянно подначивал лукавый шутник Робин.

Бурю смеха вызвали сцены с мастеровыми, которые готовили представление к свадебному торжеству. А их финальный спектакль сопровождался непрекращающимся хохотом в зале.

Поклон зрители встречали стоя и раз десять снова и снова вызывали не него актёров своими аплодисментами. Так что начало «Золотой маски» стало настоящей театральной удачей. А потом при свете луны и обсуждая увиденное, зрители отправились по домам, слегка завидуя тем, кто сегодня повторит их изысканное театральное удовольствие, придя на второй показ этого смешного, глубокого и немного хулиганского спектакля.

Посмотреть «Сон в летнюю ночь»  (16+) можно и 24 июля. А потом «Золотая маска» представит другие спектакли фестивальной программы.  27 и 28 июня зрители увидят спектакль Владимира Панкова «Старый дом» (16+) театра «Центр драматургии и режиссуры».

30 июня и 1 июля нижегородские зрители познакомятся с новосибирским театром «Красный факел», который представит режиссёрскую интерпретацию пьесы «Дети солнца» Максима Горького (16+), поставленную Тимофеем Кулябиным. 

А завершат программу два проекта Театра Наций – необычная постановка Тимура Бекмамбетова «Ходжа Насреддин» (12+) и спектакль Виктора Рыжакова «Иранская конференция» (18+), поставленный по одной из самых популярных пьес Ивана Вырыпаева. Их зрители увидят в августе.

оригинальный адрес статьи