Театральная компания ЗМ

Пресса

24 ноября 2021

Что смотреть на «Золотой Маске в Петербурге-2021»

Елена Алдашева, Марина Шимадина | Журнал «Театр.»

С 1 по 8 декабря в 11-й раз пройдёт программа «Золотая Маска в Петербурге». В северную столицу приедут пять московских спектаклей. Журнал ТЕАТР. составил гид, который поможет вам сориентироваться в афише.

ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ (18+)
1 и 2 декабря на сцене БДТ им. Г.А. Товстоногова

Главный специалист по драматургии Ивана Вырыпаева, Виктор Рыжаков, поставил «Иранскую конференцию» в Театре Наций как бенефис звёзд первой величины. Десять монологов о метафизике, построенные на характерных вырыпаевских повторах, по сложности внутренней драматургии здесь — практически музыкальные номера. Из выразительных средств у актёров нет почти ничего, кроме голоса и мимики, укрупнённой видеотрансляцией, но оказывается, что и такой лаконичный спектакль в исполнении мастеров может оказаться захватывающим зрелищем. А фронтальная мизансцена сидящих в ряд артистов — тоже ансамбль со своей не прекращающейся жизнью и внутренней драматургией. «Иранская конференция» стала семикратным номинантом «Золотой Маски-2020» и получила премию как лучший драматический спектакль большой формы.
У всех ролей в «Иранской конференции» есть несколько исполнителей, и на данный момент планируется, что в два гастрольных дня составы будут отличаться. В частности, 1 декабря петербуржцы смогут увидеть новую для них работу Дмитрия Лысенкова — по словам самого артиста, самую любимую из его московского репертуара.
Е.А.


ГДЕ МОЙ ДОМ (18+)
3 и 4 декабря на сцене ТЮЗа им. А.А.Брянцева

Легенда российского театра, режиссёр Кама Гинкас в спектакле «Где мой дом» впервые за многие годы обратился к сочинению современного драматурга. «Республика» Сергея Давыдова в 2020 году была названа пьесой года на «Кульминации» — драматургическом «конкурсе конкурсов», — а по итогам сезона 2020-2021 отмечена экспертным советом «Золотой Маски» как одно из главных театральных событий. Документальные монологи русских, которые после распада Союза пытались вернуться из Таджикистана в Россию, записаны белым стихом, и спектакль Гинкаса — тоже белый. Холод заснеженной родины из текста проникает на сцену: как всегда у Гинкаса, здесь неуютно и непросто, но при этом очень интересно. Монологи героев в камерном пространстве захватывают внимание не только сюжетом, но, прежде всего, интенсивностью актёрского существования, редкой сегодня подробностью внутренней партитуры «за словами». В соответствии с пьесой и стилем самого Гинкаса, жёсткость объединяется с лирикой. А зрители получают необычный театральный опыт — переживание и проживание сразу нескольких времён.
Е.А.

ХОДЖА НАСРЕДДИН (12+)
4 и 5 декабря в Каменноостровском театре (Вторая сцена БДТ)

Безусловный лидер прошлого сезона в области театра кукол и четырёхкратный номинант «Золотой Маски» был поставлен, как ни странно, в драматическом театре. Инициатор проекта Тимур Бекмамбетов собрал на сцене Театра Наций потрясающую команду: художника и режиссёра Анну Викторову, основательницу петербургского театра «Кукольный формат», мастера по куклам Виктора Антонова и актёров-кукольников из московских театров. А персонажи спектакля заговорили голосами Евгения Миронова (Ишак), Константина Хабенского (Ходжа), Чулпан Хаматовой (Махаббат), Виктора Вержбицкого (Эмир Тимур), Елизаветы Боярской (Кобылица), Игоря Золотовицкого (Хозяин), Инги Оболдиной (Фатима). Благодаря этому приёму, которым часто пользовался в своих спектаклях и Резо Габриадзе, восточная сказка приобрела характер притчи о свободе, мечте и пути как смысле жизни. Всё действие Ходжа и его спутник, прелестный наивный ишак, куда-то идут, бегут и скачут по движущемуся траволатору. А тем, кто захочет к ним присоединиться, придётся трижды прокукарекать, чтобы расстаться с излишней серьёзностью.
М.Ш.


ПРОБЛЕМА (18+)
5 декабря на сцене «Балтийского дома»

Сэр Том Стоппард, живой классик британской драматургии, называет РАМТ своим московским домом, здесь были поставлены уже три его пьесы: грандиозная трилогия «Берег утопии» о русских революционерах, «Рок-н-ролл» о пражской весне и «Проблема» — одна из последних пьес автора. Она посвящена вопросу, который до сих пор не может разрешить современная наука, — а именно, вопросу существования души или сознания. Именно над ним и бьются герои пьесы — молодые учёные-нейробиологи из института мозга. Они спорят, можно ли поведение человека полностью объяснить химией, гормонами и борьбой за выживание. Но что такое эгоизм и альтруизм, любовь и ответственность, им придётся выяснять на собственном, совершенно не научном опыте. В спектакле Алексея Бородина и художника Станислава Бенедиктова зрители оказываются в стильном лофте со стеклянной крышей, словно в ловушке, где драма героев разворачивается буквально в двух шагах от них.
М.Ш.


СЫН (18+)
8 декабря на сцене Александринского театра

Спектакль «Сын» в РАМТе поставил самый петербургский из режиссёров-участников гастрольной программы, Юрий Бутусов. Фирменный бутусовский стиль в соединении с РАМТовским вниманием к человеку стал «контрастным душем» для пьесы супервостребованного на российской сцене французского драматурга Флориана Зеллера. Взяв за основу наименее популярную у режиссёров часть трилогии «Папа», «Мама», «Сын» и перевернув предсказуемое распределение (подростка тут играет народный артист Евгений Редько, а его отца — молодой актёр Александр Девятьяров), Бутусов превратил понятную и острую историю в экзистенциальный парадокс. Спектакль получил семь номинаций на «Золотую Маску-2022», в том числе за работу художников и актёров: в завораживающе красивом холодном мире живут надломленные и беззащитные люди, для которых рядовая по сути семейная драма оборачивается настоящей катастрофой. Юрий Бутусов говорит, что эта история — «о Гамлете в каждом из нас», и обе составляющие такой формулы оказываются здесь важными. Получается трагедия с музыкой и танцами — и уже ради них стоило бы поставить этот спектакль.
Е.А.

оригинальный адрес статьи