Театральная компания ЗМ
Андрей Иванов

Сучилища

Театр драмы им. А.П. Чехова, Серов
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2018 г. – «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника по костюмам», «Лучшая работа драматурга», «Лучшая женская роль» (Карина Пестова), «Лучшая мужская роль» (Кирилл Имеров)
Режиссер: Петр Шерешевский
Художник и художник по костюмам: Алексей Унесихин

Артисты: Карина Пестова, Кирилл Имеров, Алексей Дербунович, Дмитрий Плохов, Марианна Незлученко, Сергей Каляев, Александра Незлученко, Алексей Наволоков

Продолжительность 2 ч. 30 мин.
Возрастная категория 18+
В этом тексте страшный, противоречивый и порою нелепый мир говорит на своем особом, карнавальном языке, а в переплетении судеб и сюжетов мелькают призраки «Маленькой Веры», «Отелло», «Кармен», «Игры престолов» и античной трагедии. Иванов мастерски рассказывает историю-перевертыш о парадоксальности человеческих отношений, в которых каждый – и жертва, и возмездие.
Петр Шерешевский
В пьесе Иванова налицо все приметы новой драмы, по крайней мере того ее крыла, где, помимо скверных реалий жизни, потерянности героев в социуме и жестяной лексики, есть еще и внятный сюжет, и мелодраматический компонент. Лексику режиссер Петр Шерешевский ловко подменяет эвфемизмами – все понятно, а вместе с тем неподсудно. Но с сюжетом в спектакле происходит замечательное эстетическое приключение, которое дает и без того хорошей драматургии множество дополнительных очков. По части и художественных контекстов, и театральности как таковой, и, разумеется, расширения смысловых объемов. В сущности, что тут у нас в центре внимания? История о смертельно опасных взаимоотношениях между простолюдинкой и человеком более высокого происхождения. Пусть травестированные – современный Сережа с его никчемной педагогической деятельностью и депрессухой тот еще «дворянин», а «раённая» красотка Танька, живущая в свинских условиях и торгующая в ларьке рыбой, та еще «бедная Лиза». Но Танька, грубая, отчаянная, эгоистично, без всякой рефлексии упертая, здесь все же существо живое, с первозданными инстинктами, с не убитой социумом природой. В отличие от хилого и вялого Сережи, типичного новодрамовского персонажа со слабыми жизненными токами и стертыми ориентирами добра и зла. И вот режиссер прозревает в этом Сереже некую пародию на всех литературных героев – от античного Ясона, утомившегося от варварки Медеи, до отечественного «лишнего человека», погубившего дикую горную козочку Бэлу. А саму историю ведет через вечные классические чертоги: античная трагедия, Кальдерон, Лессинг… Нафантазировать можно ровно столько, сколько позволяет гуманитарное образование. Сохраняя в неприкосновенности жесткую и глумливую лексическую материю пьесы, он погружает ее в театральное варево, где возникают и испанские гранды, и средневековые монахи, и Харон, и эпизоды в духе мистических триллеров, и еще бог знает что, придающее действию прихотливый и терпкий вкус, расширяющее частную историю до границ культурного архетипа.
«Петербургский театральный журнал», блог
В спектакль Петра Шерешевского по пьесе Андрея Иванова «Сучилища» зашит парадокс. Сначала кажется, что это история про встречу героев из разных миров, Саши, условного представителя сословия «интеллигенция», преподавателя философии, завсегдатая фейсбука, и Таньки, девочки из самых низов, культурный контекст которой – популярные песенки про любовь-морковь, сочиненные под копирку. Но эта социальная история быстро теряет в спектакле значение.
«Сучилища» Петра Шерешевского – это, может быть, последний и самый печальный спектакль постмодерна. Режиссер берет современный текст, пьесу времен нового средневековья, пьесу о людях, лишенных культурной и исторической памяти, и помещает ее в пространство неиссякаемого культурного контекста. Вокруг героев Иванова курятся сюжеты английского и испанского Возрождения, Шекспир, Кальдерон, Боккаччо, моралите и плутовской роман, трагедия мести и барочная комедия. Испанские гранды и античные боги тут и там мерещатся в серовском спектакле, но никто их не узнает. Только режиссер, как волшебник Просперо, забрасывает новых Миранд и Калибанов на этот вечный театральный остров.

Оксана Кушляева

На странице использованы фотографии Екатерины Чижовой

ПОКАЗ СПЕКТАКЛЯ ПРОХОДИТ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ: