Театральная компания ЗМ

Художник извне и изнутри

«театр post», Санкт-Петербург
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2019 г. – «Лучший спектакль эксперименте»
по текстам Якопо Понтормо, Джорджо Вазари и Аркадия Ипполитова

Режиссеры: Дмитрий Волкострелов, Дмитрий Ренанский

Артисты: Иван Николаев, Алена Старостина

Голоса: Павел Гершензон, Ольга Манулкина, Илона Маркарова, Алексей Платунов, Сергей Полотовский, Евгения Сафонова, Игорь Троилин, Настасья Хрущёва

Продолжительность 1 ч. 20 мин.
Возрастная категория 16+
Нет ощущения, что «Моя книга» Якопо Каруччи да Понтормо была написана в XVI веке – если убрать немногие отсылки к эпохе, то может показаться, что этот невероятно личный, честный и частный текст принадлежит какому-то сумасшедшему, уникальному и абсолютно гениальному драматургу нашего времени. Кажется, что только в эпоху Новейшего времени стало возможно писать так смело, так радикально – не оглядываясь вообще ни на что и ни на кого, на взгляд со стороны, извне.
Дмитрий Волкострелов
Аркадий Ипполитов – выдающийся писатель. Его тексты насущны, они написаны так, что общение с ними хочется продлить, сделать более тесным, чем обычные взаимоотношения автора и читателя. Иногда для того, чтобы признаться в любви, нужно поставить спектакль.
Дмитрий Ренанский
Композиция спектакля медленно ведет зрителей по коридору кумулятивных временных и структурных изменений. Традиционно для «театра post» простыми, антиэкспрессивными, но вполне театральными средствами. Разомкнутая структура спектакля срезонировала с замкнутой природой личного текста, и эти колебания дали динамику действия. От «хора» к лирическому соло – а вместе с этим в глубь веков, всматриваясь в человека, все укрупняя и укрупняя его, пока масштабы не уравняются. Финал наступает внезапно – а смерть всегда такова. Рясы мелькнули и скрылись за боковой дверью. Остались зрители в келье перед горящей свечой. Разговор о кризисе восприятия искусства для режиссера Волкострелова и критика-куратора Ренанского стал точкой входа в разговор о кризисе коммуникации – и, как следствие, о более масштабном кризисе гуманизма. Работы Дмитрия Волкострелова часто связаны с репрезентацией дистантного существования. Но, наверное, впервые – с опытом его преодоления.

«Петербургский театральный журнал», блог

«Художник извне и изнутри» – своего рода байопик, где на месте героя – зияние, отсутствие; театр, говоря о живописце, демонстративно избегает средств репрезентации, свойственных миметическому, фигуративному искусству. По причине исчезновения «объекта» предметом осмысления становятся восприятие и коммуникация, опосредованные документом (дневник художника Якопо Понтормо) и искусствоведческими трудами – книгой Джорджо Вазари и комментарием к ним Аркадия Ипполитова. «Художником извне и изнутри» Дмитрий Волкострелов и Дмитрий Ренанский обыгрывают форму и жанр «музейного» театра: дополнением к (буквально) экспозиции текстов становится концертное выступление артистов в музейном пространстве. Ощущение значительности происходящего, некой тайны, объема духовной жизни героя в спектакле возникает благодаря не тому, что в нем есть, а тому, чего в нем нет. Нет живописи Понтормо, нет его размышлений, нет актерской игры. Но есть скупое актерское чтение, возбуждающее фантазию и вариативность. Текстом не говорят, а как будто что-то умалчивают. В итоге я как зритель оказываюсь перед лицом какой-то тайны или таинства, каким, возможно, была последняя несохранившаяся работа художника.

Татьяна Джурова

Спектакль проходит при поддержке правительства Санкт-Петербурга и Союза театральных деятелей Российской Федерации На странице использованы фотографии Анастасии Блюр