Театральная компания ЗМ

Волшебная флейта

Театр «Геликон-опера», Москва
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2020 г. – «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа дирижера», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника по костюмам», «Лучшая женская роль» (Эльвина Муллина), «Лучшая мужская роль» (Давид Посулихин)
опера-зингшпиль в 2-х действиях

Либретто Эмануэль Шиканедер
Диалоги на русском языке в редакции Марины Скалкиной

Художественный руководитель постановки: Дмитрий Бертман
Режиссер-постановщик: Илья Ильин
Дирижер-постановщик: Валерий Кирьянов
Художники-постановщики: Сергей Кузнецов, Агния Стерлигова
Художник по костюмам: Саша Фролова
Художник по свету: Денис Енюков
Видеохудожник: Александр Андронов
Хореограф-постановщик: Александр Агафонов
Хормейстер: Евгений Ильин

Артисты: Давид Посулихин, Максим Перебейнос, Елена Епихина, Юлия Щербакова, Станислав Швец, Майя Барковская, Андрей Апанасов, Марина Карпеченко, Наталья Загоринская, Юлия Никанорова, Алексей Егоров, Виталий Фомин, Александра Дубинина, Дмитрий Кучеренко, Алина Пестова

Оркестр театра «Геликон-опера»

Продолжительность 2 ч. 30 мин.
Возрастная категория 16+
С детских лет меня сопровождает эта фантастическая музыка, которой невозможно надышаться. Чудесный, сказочный мир, полный тайн и загадок. На начальном этапе подготовки к постановке меня очень занимал один вопрос: почему у Моцарта в этой опере есть два практически не соприкасающихся мира? Мужской и женский? Почему есть женщины, которым запрещен вход в мужской мир, и мужчины, которые никогда не появляются в Царстве Королевы ночи? Когда я ответил для себя на этот вопрос – появилось решение всего спектакля… Мы не стали погружать место действия в какую-то эпоху, не стали использовать исторические костюмы, а в костюмном решении пошли «на поводу» у гениальной Саши Фроловой. Возможно, кто-то обвинит нас в том, что мы слишком увлекаемся теми самыми внешними эффектами. Я же как раз считаю, что элементы «шоу» изначально заложены в партитуре самим композитором, ведь сам сюжет этой мистической оперы предполагает вариативность визуального ряда, двоякость трактовок и глубину погружения. Самое прекрасное в «Волшебной флейте» – это многозначность. Моцарт не бывает скучным! И я бесконечно благодарен всей постановочной группе, фантастическим артистам театра «Геликон-опера», моим коллегам из художественно-постановочной части за любовь, которая не покидала репетиционные залы, за твердость характера и трудолюбие, за Моцарта…
Илья Ильин
Для меня «Волшебная флейта» – одна из лучших опер Моцарта, наряду со «Свадьбой Фигаро» и «Дон Жуаном». Это уникальная опера-зингшпиль со сказочным фантастическим сюжетом, и, конечно, она занимает особенное место в творчестве Моцарта. Богатство выразительных средств, россыпь прекрасных мелодий, бесконечная фантазия в драматургии каждого номера делают эту партитуру одной из лучших опер Моцарта. Оркестр в «Волшебной флейте» – не просто аккомпанемент. Он имеет огромное значение в раскрытии образов персонажей, подчеркивая их состояние, чувства и их изменения. Тем самым Моцарт продолжает тенденцию, наметившуюся в его последних операх, и, по сути, делает шаг в направлении оперы XIX века, в которой существенно возрастает роль оркестра. Чем проще музыка, тем сложнее ее исполнять. А музыка Моцарта – это гениальная простота. Выявить эту гениальность в простоте и не привнести ничего лишнего, не «моцартовского», очень сложно. Моцарт – это посвящение, которое требуется от каждого, кто в него погружается. Как есть масонство, так есть и моцартианство. Необходимо каждой своей клеточкой впитать музыку гения. И тогда в результате может что-то получиться. Конечно, конгениальным Моцарту не станешь, но быть на шажочек ближе к тому, как это было задумано, вероятно, получится!
Валерий Кирьянов
Это мой первый крупный проект в театре. И большая ответственность. Опера Моцарта «Волшебная флейта» – невероятной красоты! Я давно мечтала поработать с этим удивительным музыкальным полотном и создать свое визуальное прочтение великой оперы.
Музыка Моцарта сама по себе будит воображение и фантазию. У меня рождалась масса вариантов, и было сложно остановиться на каком-то конкретном, потому что все время возникали очень яркие образы. Когда я вижу сейчас, как образы, придуманные мною, соединяются с музыкой, светом, декорациями, когда я вижу, как это красиво, – у меня мурашки по коже.
Опера «Волшебная флейта» на самом деле очень сложная, она только кажется легкой. Но в ней скрыта какая-то безумная глубина, и нам непросто было работать над спектаклем, потому что возникала масса препятствий, которые, мне кажется, были в нее заложены гениальным автором. Это очень мистическая история. Есть в ней некая двоякость, как во всей музыке Моцарта, которую очень сложно исполнять, несмотря на кажущуюся простоту. То же самое нам хотелось реализовать и в костюмах, сделать так, чтобы они казались и легкими, и позитивными, и где-то мультяшными, но на самом деле они очень сложные.

Саша Фролова

На странице использованы фотографии Ирины Шимчак