Театральная компания ЗМ
Мариус фон Майенбург

(М)ученик

Гоголь-центр, Москва
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2015г. - «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая женская роль» (Виктория Исакова), «Лучшая мужская роль» (Никита Кукушкин), «Лучшая роль второго плана» (Светлана Брагарник)


Участник программы «Russian Case» Фестиваля 2015 года

Режиссер, автор адаптации: Кирилл Серебренников

Художники: Вера Мартынова, Кирилл Серебренников

Художник по костюмам: Кирилл Серебренников

Композитор: Илья Демуцкий

Художник по свету: Игорь Капустин

Видеохудожник: Илья Шагалов

Помощник режиссера: Анна Фрумсон

Исполнительные продюсеры: Дарья Коваль, Дарья Артемова
Ассистент продюсеров: Сюзанна Акежева



Артисты: Никита Кукушкин, Юлия Ауг, Александра Ревенко, Анастасия Пронина, Антон Васильев, Виктория Исакова, Светлана Брагарник, Ирина Рудницкая, Александр Горчилин, Андрей Ребенков

Продолжительность 2 ч. 20 мин.


Возрастная категория 18+

Майенбург – социальный аналитик, аккуратный, сдержанный и точный.
Серебренников, некоторое время назад объявивший о наступлении в своей творческой биографии «времени прямых высказываний», нуждался в таком драматурге – сосредоточенном вокруг одной, четко сформулированной проблемы.
Несмотря на то, что руководитель «Гоголь-центра» всегда был сугубо социальным автором, общественная тема в его исполнении раньше была более расплывчатой: его спектакли нулевых – скорее обобщения, сложносочиненные образы реальности. Но Серебренников, который мыслил аллюзиями, метафорами, многозначными символами, Серебренников – постановщик «Господ Головлевых» и «Мертвых душ», на время отступил. Его, сегодняшнего режиссера, интересует конкретное общественное явление.

«Отморозки», «Идиоты», «(М)ученик» – линия спектаклей, за которыми стоит совершенно внятный повод.

В последних работах Серебренникова лирика уступает место анализу. Драматург и режиссер исследуют реакцию инертного общества на религиозную агрессию. Сами же мотивы школьника-экстремиста не волнуют ни того, ни другого: артист «Седьмой студии» Никита Кукушкин, парень с ангельским лицом, играет абсолютно непрозрачного персонажа, которого априори нельзя понять, тем более посочувствовать ему.

Что руководило мальчиком Вениамином, когда и как он превратился в фанатика, мы не знаем. Был «нормальный трудный подросток» – и тут, на тебе, заговорил библейскими цитатами.

…Конформизм пасует именно перед фанатиком – к такому выводу приходит пьеса Майенбурга.

интернет-издание «Gazeta.ru»




Мальчик Вениамин – религиозный террорист. Он терроризирует окружающих священным писанием, требует от них поступать в полном соответствии с текстами, написанными в книжке, которая всегда при нем. Цитаты из Библии, которыми он пытается все строже и истеричнее наставлять мать, одноклассников и учителей, то и дело высвечиваются большими буквами на стене. Удваивая произносимое изображенным, режиссер на самом деле выносит собственно религиозную тематику за скобки, точно букву М в названии. Библия есть Библия, речь не о ней. Мученик или не мученик, речь не об этом. Важно, что ученик, то есть нормальная часть общества. Спектакль – о больном современном российском обществе, которое становится (вернее, делается) все менее устойчивым перед лицом фанатиков.

Новый спектакль московского «Гоголь-центра» – едва ли не самое смелое и открытое высказывание о безумии современной России, прозвучавшее не из маргинальных полуподвалов, а с большой сцены крупного городского театра.
Если сегодня не прокричать об этом, завтра уже будет поздно, да и не разрешат открыть рот. Горячая тема требовала не тонкостей, размышлений и подтекстов, а броской, почти плакатной прямоты сценического высказывания – и добилась ее. Серебренников, в сущности, поставил сатирический памфлет, и смех узнавания, тот самый, который и замешан на ужасе, и должен был бы освободить от него, то и дело звучит на спектакле.

газета «Коммерсант»




Участник фестиваля «Территория», Москва