Театральная компания ЗМ

Человек из ресторана

Театр «Сатирикон» им. А. Райкина, Москва
по Ивану Шмелеву
сказ о благородстве жизни

Сценическая композиция Егора Перегудова
Режиссер-постановщик: Егор Перегудов
Сценография и костюмы: Владимир Арефьев
Композитор: Петр Айду
Художник по свету: Анатолий Кузнецов

Артисты: Константин Райкин, Даниил Пугаев, Дарья Урсуляк, Анна Петрова, Денис Суханов, Алексей Якубов, Алена Разживина, Михаил Ширяев, Сергей Громов, Антон Кузнецов, Сергей Бубнов, Альбина Юсупова, Евгения Абрамова, Георгий Лежава, Анна Здор, Ася Калинина, Антон Егоров

Музыканты: Анна Журавлева, Александра Мамаева, Любовь Мансырева, Анастасия Аверьянова, Светлана Голубкова, Анастасия Пашкевич

Продолжительность 3 ч.
Возрастная категория 12+
Разумеется, центром и движущей силой спектакля остается герой Константина Райкина, словно оглядывающийся в нашем присутствии на события нескольких лет своей жизни. Остальные являются из воспоминаний, проявляются из его слов, словно соткавшись из воздуха (а кто-то важный, например жена, так и не появляется, что придает рассказу дополнительный сценический драматизм). Режиссеру Егору Перегудову удается интересно и ритмически точно организовать это многоголосье – гости в ресторане, официанты, музыканты, квартиранты, друг Скороходова, цирюльник, швейцар или совсем уж безымянные эпизодические лица. Все они легко появляются и легко исчезают, кружась меж дверных проемов, мелькая среди резких световых прострелов и словно не настаивая на своей важности. Многие из них, впрочем, запоминаются точностью интонаций и живостью пластики – как все три персонажа Дениса Суханова, особенно директор училища, с брюшком и прилизанными волосами, или парикмахер Алексея Якубова. А другие выстреливают лишь одним-двумя словами и видны иногда даже не целиком…
В роли Константина Райкина, как несложно предположить, много мастерских актерских деталей и подробностей, и их хватило бы на целый вечер (такая роль – подарок для большого актера, не случайно Скороходов в фильме Якова Протазанова стал одной из знаменитых ролей Михаила Чехова). Но все-таки самые волнующие моменты вечера – те, когда в герое Райкина просыпается человеческое достоинство, когда чуть-чуть распрямляется спина, когда Скороходов перестает пригнувшись скользить между событиями, точно между столами в ресторане, останавливается, когда поднимает глаза, к которым близко подступают, ни разу из них так и не выкатившись, слезы.
газета «Коммерсант»
Егор Перегудов не из тех режиссеров, что делают революции. Он, напротив, как-то показательно консервативен – не в угоду идеологическому тренду возврата к традициям, а по складу характера и склонности души. Вот и сейчас он взял малоизвестную повесть Ивана Шмелева и поставил ее максимально бережно и тщательно, с множеством точных исторических деталей и верностью кантилене шмелевского сказа. Некоторую монотонность повествования разбавляют яркие выходы Дениса Суханова и, конечно, работа Константина Райкина, играющего тут маленького человека в духе гоголевского Башмачкина.
интернет-издание «Лучший из миров»
Казалось бы, этот «маленький человек», официант (порой этот персонаж иронично и цинично называет себя «лакеем») – совсем не герой для харизматичного комедианта, каким воспринимается зрителями Райкин. Здесь меньше места темпераменту, зато куда больше – для печальных размышлений о жизни, утратившей прочную основу. Или даже не размышлений, а недоумений – широко распахнутые, наполненные искренним непониманием происходящего глаза Райкина-Скороходова кажутся камертоном происходящего. Распадается семья, сын уходит в революционеры, дочь сбегает из дома и приживает внебрачного ребенка, официант теряет рискованные «инвестиции», а потом и работу, все тонет в катаклизмах очередного «смутного времени». А Скороходов у Райкина, не оставляя переживаний, искренне и подчас не слишком умело старается всем помочь, всех понять, примирить, выслушать, наставить на путь истинный.
Егор Перегудов поставил «Человека из ресторана» в приемах «большого стиля», подчас отказываясь от камерности и приглушенных интонаций. Но Райкин своим актерским чутьем «слышит», воспринимает атмосферу каждого текущего момента и настраивает интонации, свои собственные и партнеров, на нужный тон и регистр. К тому же режиссер не стал делать инсценировку, а использовал прием «чтения вслух» прозаического произведения. Стоит Скороходову начать рассказывать очередной эпизодический сюжет, как на сцене, в проемах между стенами его слова «оживают». Заговорит о ресторане – возникнут накрытые столики, за которыми то буйные, то спокойные посетители. Вспомнит о доме – стены выгородят крохотную квартирку. Расскажет о жильцах – и они тут как тут, каждый со своими переживаниями и страстями. И для каждой истории – свой взгляд и своя интонация – то теплые, семейные, то трагически-тревожные, то недоуменно-странные.
«Жильцов» в этом спектакле много, и эту многонаселенность повести режиссер переносит на сцену. Быть может, такое решение было подсказано именно Райкиным, его сложившимся в зрительском сознании актерским образом, но в общей повествовательности режиссер не забывает о традиционной театральной стихии – игре. Многие актеры здесь получают сразу несколько ролей, меняют образы, интонации, пластику, костюмы и прически – и складывается пестрый и шумный мир. Этот бенефисный по сути спектакль решительно построен на актерском ансамбле, гармоничном и профессиональном.

интернет-издание «Театрall»

На странице использованы фотографии Евгения Люлюкина