Театральная компания ЗМ

Время секонд хэнд

Театр драмы, Омск
Премия «Золотая Маска» 2019 г. – «Лучшая женская роль второго плана» (Валерия Прокоп) Номинации на Премию «Золотая Маска» 2019 г. – «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая женская роль второго плана» (Татьяна Филоненко, Наталья Василиади)
по Светлане Алексиевич
голоса эпохи перемен

Режиссер: Дмитрий Егоров
Художник: Константин Соловьев
Режиссер мультимедиа: Наталья Наумова
Композитор: Настасья Хрущева
Художник по свету: Евгений Ганзбург

Артисты: Андрей Агалаков, Наталья Василиади, Ирина Герасимова, Александр Гончарук, Всеволод Гриневский, Леонид Калмыков, Элеонора Кремель, Кристина Лапшина, Иван Маленьких, Николай Михалевский, Екатерина Потапова, Валерия Прокоп, Ольга Солдатова, Александр Соловьев, Олег Теплоухов, Татьяна Филоненко, Вера Фролова, Даниил Рассказов

Продолжительность 2 ч. 20 мин.
Возрастная категория 16+
В год после смерти Л.И. Брежнева в Омской драме собрали всю труппу театра в актерском фойе. Принесли телевизор и включили церемонию похорон. И все артисты стояли у телевизора и несли почетный караул. Молча. У телевизора. Все время, пока шла церемония. Одна очень хорошая актриса рассказывала, что это было странно, смешно и абсурдно, все артисты ухмылялись и перемигивались. Вторая очень хорошая актриса рассказывала, что тогда все артисты плакали, и они с мужем вечером смотрели повтор трансляции похорон. А третья очень хорошая актриса рассказала, что помнит – они долго стояли у этого телевизора, все устали и у нее ноги сильно затекли. Каждая из них говорила правду.
Дмитрий Егоров
Спектакль Дмитрия Егорова не для наивного, «простодушного» зрителя. Он во многих отношениях многослоен, и за этой многослойностью – продуманная, мировоззренчески мотивированная концепция режиссера. Многослоен он даже внешне. Три визуальных этажа, будто специально придуманных для компенсации отсутствия традиционного действия. Первый: рассказчики-персонажи и старый телевизор на усыпанном секондхэндовской одеждой полу. Второй: аниматоры в некоем подобии телестудии, у нас на глазах создающие из детских игрушек красноречивый, символически значимый вещный антураж «истории» – то скромный интерьер советской комнаты, то движущиеся трамвайчики на городских улицах, то идущие в бой солдатики, а то просто ряд вытянувшихся во фрунт и очевидных в своей семантике болванок-винтиков. Третий: взятая видеокамерой крупными планами «реальность», создаваемая аниматорами. Иногда – лица рассказчиков. Одновременно возникает иллюзия реальности и атмосфера документа, включенности в мир персонажей и «охлаждающей», остраняющей исторической и «технической» дистанции. Такое устройство текста помогает от сопереживания перейти к видению и (что кажется все же самым главным) осмыслению.
«Петербургский театральный журнал», блог
На заваленной старой одеждой сцене артисты один за другим произносят монологи из книги Светланы Алексиевич. Книги, созданной на основе подлинных свидетельств о жизни в Советском Союзе. В исповедях тех, кто находился по разные стороны баррикад, нельзя не услышать голос коллективного бессознательного постсоветского пространства. Актеры не остраняют текст, а присваивают, подробно проживают чужие истории как свои: с иронией и нежностью к извечной вере в перемены к лучшему. Крупные планы, снятые видеокамерами в режиме реального времени, не дают усомниться в том, что перед нами – очень личные высказывания. Сложно не разделять заблуждений наших родителей (а кто им не поддался?), еще сложнее им не сочувствовать: режиссер умело создает атмосферу коллективной медитации, во время которой каждый в зрительном зале волей-неволей погружается в осмысление своих отношений с прошлым. Да и с сегодняшней повесткой дня тоже – финальный монолог выбрасывает нас в современность, и мы вместе с юной героиней не можем не удивляться тому, какие странные пируэты совершает наша история.

Юлия Клейман

На странице использованы фотографии Андрея Кудрявцева