Театральная компания ЗМ

Оптимистическая трагедия. Прощальный бал

Александринский театр, Санкт-Петербург
Премия «Золотая Маска» 2019 г. – «Лучший спектакль в драме, большая форма» Номинации на Премию 2019 г. – «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа художника по костюмам», «Лучшая женская роль» (Анна Блинова), «Лучшая мужская роль второго плана» (Дмитрий Лысенков)
революционный концерт по мотивам пьесы Всеволода Вишневского

Драматург: Ася Волошина
Режиссер: Виктор Рыжаков
Сценография и костюмы: Мария Трегубова, Алексей Трегубов
Художник-видеограф: Владимир Гусев
Хормейстер: Татьяна Бурель
Саунд-арт: Антон Яхонтов
Свет: Денис Солнцев
Пластика: Сергей Ларионов
Ассистент режиссера: Андрей Калинин

Артисты: Эра Зиганшина, Аркадий Волгин, Анна Блинова, Тихон Жизневский, Валентин Захаров, Алексей Васильченко, Дмитрий Лысенков, Сергей Мардарь, Александр Лушин, Филипп Баяндин, Дмитрий Белов, Дмитрий Бутеев, Иван Ефремов, Владимир Минахин, Ефим Роднев, Анна Селедец, Сергей Сидоренко, Валерий Степанов, Павел Чернейкин, Алиса Шидловская, Виктор Шуралев

Продолжительность 2 ч. 30 мин.
Возрастная категория 16+
«Оптимистическая трагедия. Прощальный бал» – это исследование и деконструкция советского мифа, признание необходимости избавиться от его метастазов. В 1955 году на сцене Александринского театра был поставлен легендарный спектакль Георгия Товстоногова – академичный, патетический, имперский. Пьеса Вишневского обрела статус монумента советской эпохе, стала некой аллегорией борьбы добра со злом, где все приоритеты раз и навсегда расставлены. Меж тем, в 1933 году бывший моряк Всеволод Вишневский написал для Александра Таирова и в сотрудничестве с ним неоднозначный и мятежный текст. Автор и театр искали новый аналог античного хора, экспериментировали с обращениями в зал и рискованными интермедиями-дискуссиями об актуальном искусстве. Но главное – прикоснулись к трагическому, а, значит, вступали в область неразрешимых, роковых противоречий. Само время требовало диалога. И сегодня вопросы, раздирающие пьесу, отчаянно созвучны времени. Но новый пафос возникает не от того, что на них найдены ответы. А от разгорающегося чувства, что отыскать их невозможно. И невозможно это замалчивать. Все явственней потребность об этом кричать.
Виктор Рыжаков, Ася Волошина
Прощальный бал александринцев – не расставание с веком, не полный обрыв, но разворот минувшего к настоящему, предупреждение, потому и предусмотрено столько актерских выходов из роли, прямых обращений в зал. Не случайно ведущие в вечерних нарядах, люди старшего поколения, обозначенные в программке как «свидетели истории», – Эра Зиганшина и Аркадий Волгин – дают публике напутствие от театра, призывают воспитывать детей людьми мира, а не войны, а потом кружатся в танце без музыки в конусе света на опустевшей темной сцене.
газета «Экран и сцена»
В «Оптимистической трагедии» Всеволода Вишневского гибнет «хор» (отряд матросов), но торжествует музыка революции (отсюда и оптимизм). В спектакле Александринского театра, поставленном к 100-летию Октябрьского переворота, торжествует просто музыка – Вертинский, Окуджава, Соловьев-Седой, Магомаев, Децл, «Ленинград», Стиви Уандер, «Led Zeppelin», «Pink Floyd», «Queen»… Все это звучит «живьем», с энергией и драйвом крутого рок-концерта. Создатели новой сценической версии самой революционной советской пьесы знают, что революции кончаются не торжеством, а братоубийственными войнами, в которых нет победителей. Поэтому их «прощальный бал» (слова, добавленные к названию Вишневского) больше похож на яростный реквием, эпический плач по несбывшимся надеждам и погубленным жизням. Это мужская история, история на военном корабле. И редко в каком другом российском спектакле новейшего времени можно встретить столь же блистательный (еще и поющий!) мужской актерский ансамбль. Впрочем, и у него есть свои солисты: Тихон Жизневский, Алексей Васильченко, Александр Лушин, номинант «Маски» за роль Сиплого Дмитрий Лысенков… Но в центре этой мужской истории – женщина. В юном и хрупком Комиссаре Анны Блиновой столько трагической экспрессии и силы характера, что нет сомнений в том, что она войдет в поистине великий ряд исполнительниц этой роли на отечественной сцене: от Алисы Коонен до Инны Чуриковой.

Владимир Спешков

На странице использованы фотографии Владимира Постнова