Театральная компания ЗМ
Михаил Дурненков

Утопия

Театр Наций, Москва
Премия «Золотая Маска» 2019 г. – «Лучшая работа художника», «Лучшая работа драматурга» Номинации на Премию «Золотая Маска» 2019 г. – «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника по костюмам», «Лучшая работа художника по свету»
Режиссер: Марат Гацалов
Художник: Ксения Перетрухина
Художник по костюмам: Леша Лобанов
Композитор: Сергей Невский
Саунд-дизайн: Леонид Именных
Хореограф: Татьяна Гордеева
Художник по свету: Илья Пашнин

Артисты: Андрей Соколов, Ольга Белинская, Ольга Цинк, Михаил Орлов, Леонид Тимцуник, Владислав Долженков

Продолжительность 1 ч. 30 мин.
Возрастная категория 18+
У меня есть подозрение, что Утопия – ¬это процесс, наша ежедневная, ежесекундная попытка стать Другим. А уныние – страшный смертный грех – это когда тебя оставляют силы на этом пути. Моя задача – помогать искать эти силы и рассказывать человеку, что с ним будет, если он прямо сейчас не встанет и не продолжит путь. Но пьеса «Утопия» не только об этом. Она о страхе перед будущим, о страхе перед жизнью, перед тем, что надо меняться, о попытке найти безопасное убежище в прошлом и остаться в нем навсегда.
Михаил Дурненков
Пьеса «Утопия» – притча, которая маскируется под бытовую социальную пьесу о сегодняшней России. Развалившейся семье – троице «папа-мама-сын» – предлагают войти в новую жизнь, вернувшись в собственное прошлое. Власть, она же Зло, является им в образе некоего бизнесмена. Семья соглашается, но попутно начинает творить. Но «человек творящий», приближающийся к заветному ощущению свободы, Злу не нужен. Ведь Зло всегда неталантливо.
Марат Гацалов
«Утопия» вычурно, барочно красива – и вся построена на том, что в часовом деле называется усложнениями. Спектакль и вправду чем-то похож на открытый часовой механизм. Исполнители и реквизит уложены на черный планшет сцены – над ними нависает подвижная зеркальная стена. Фигуры и предметы складываются в живые картины в этом зеркале – люди ходят, разговаривают, садятся, встают, сюжет развивается. Но на полу и жесты, и движения лишены связи и смысла, цельность они приобретают лишь наверху, в зеркале-экране. Некоторые из картин реалистичны, некоторые больше похожи на аллегории – раскатываются по сцене яблоки, появляются какие-то ветки, – а в зеркале все складывается в картинку из средневековой книги, где странные люди расселись по веткам дерева, как сказочные птицы. Смешное и грустное послание этих картинок в том, что стройность и красота есть только в плоском, двумерном, отраженном пространстве – в реальном и трехмерном ничего этого нет. Или, как сказал Марат Гацалов в одном из интервью, – «это история о людях, которым кажется, что они ходят, а они – ползают».

газета «Коммерсант»

«Утопия» могла бы стать очередным жанровым спектаклем о российской глубинке, если бы не постановочная команда, открывшая пьесу совершенно не бытовым ключом. Режиссер Марат Гацалов и художник Ксения Перетрухина увидели в ней историю о «русском космосе», о циклическом времени нашей жизни – оно постоянно возвращается назад, как испорченная пластинка.

журнал «Театр», блог

На странице использованы фотографии Марии Зайвый