Театральная компания ЗМ
Антон Чехов

Вишневый сад

Театр драмы, Омск
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2006г.- «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая мужская роль» (Михаил Окунев)
трагифарс в 4-х действиях

Постановка Евгений Марчелли

Сценография Сергей Горянский

Костюмы Яна Боуден

Музыка Игорь Есипович, Алексей Слепак




Артисты: Ирина Герасимова, Екатерина Крыжановская, Илона Бродская, Валерий Алексеев, Михаил Окунев, Александр Гончарук, Моисей Василиади, Екатерина Потапова, Татьяна Филоненко, Владислав Пузырников, Лариса Свиркова, Вячеслав Корфидов, Давид Бродский, Владимир Майзингер, Наталья Василиади, Марина Головина, Элеонора Кремель, Инга Матис, Татьяна Прокопьева, Мария Степанова, Любовь Трандина, Анна Ходюн, Владимир Девятков, Сергей Сизых, Руслан Шапорин, Жанна Глоба, Александр Дерябин, Геннадий Найденов, Сергей Русанов, Геннадий Хабенский, Сергей Харсель, Светлана Широкова



Продолжительность 2 ч. 40 мин.


фотография © Андрей Кудрявцев
Я ни разу не брался за «Вишневый сад», и мне, естественно, было интересно, как его делали другие. А поэтому изучил историю его постановок, начиная от Станиславского и заканчивая Стрелером, Някрошюсом, работы которых очень известны и снискали немало лавров. И у каждого из моих предшественников я обнаружил внутреннее несогласие с материалом: пьеса написана о другом и про другое. Вот именно это другое, невостребованное иными постановщиками, нам хочется реализовать.
Лопахин у меня не хищник точно, а Раневская, конечно, не инфантильная барышня. Судя по поступкам, Раневская – человек сильный, мощный, волевой, и совершает все очень осмысленно. Причем действует она не от внутренней пассивности, сгоряча, так сказать, лишь бы что-то сделать, а совершает обдуманные ходы достаточно отчаянно. А Лопахин – человек, который пытается практически, меркантильно, логически выжить.
Если описать в двух словах впечатление от пьесы «Вишневый сад», то это РОСКОШНОЕ ПАДЕНИЕ В ПРОПАСТЬ. Изящное, красивое падение. Если говорить о линии поведения Раневской, это прыжок в пропасть с огромным удовольствием. Красота умирания, умышленная, не инфантильная. Фантастическая, мазохистская красота этого прыжка.
Евгений Марчелли




Спектакли Евгения Марчелли степенных зрителей должны озадачивать: режиссер чувствует себя свободным от замшелых театральных канонов. Спектакли его часто невоздержанны и дерзки, но сам он не претендует на всезнание, лишь предлагает собственную версию.
В этом спектакле нет ни дома, ни сада. Режиссер ставит увлекательную драму без надежд и иллюзий. Общество и его история, кажется, мало интересуют Марчелли, он вообще вычеркивает из пьесы почти все, что связано с мыслями о будущем. Каждому из персонажей режиссер придумывает оригинальный и понятный мотив поведения. Омский «Вишневый сад» заполнен внятными подробностями, но легок и летуч. Режиссер словно вытачивает собственный игровой механизм, какие-то собственные шестеренки, зубцы которых зацепляются друг за друга там, где их прежде не догадывались соединить. В спектаклях Марчелли вообще особенная механика. Мнимый дефект игры, который у других может дать трещину и привести к разрушению всей конструкции спектакля, у него, напротив, придает ей обаяние и живость. Там, где у других обнаружатся просто бессмысленные пустоты, у Марчелли образуются дополнительные зоны свободы, которые готовы к вторжениям какой-нибудь новой, неожиданной игры. Что же, столкновения стилей на сцене могут оказаться драматичнее и честнее, чем революционные потрясения в обществе. Режиссер любит напоминать зрителю о том, что тот находится в театре, учреждении довольно безумном.
«Коммерсант»




Намерения режиссера и актеров Омского театра вполне нешуточные – прояснить для себя и для публики, почему же пьесу, которую всегда играли как драму, сам автор называл комедией, местами даже фарсом. Собственно, эта дистанция между столетней традицией восприятия и голосом самого автора и стала темой спектакля Марчелли. Наделенный фамилией и природой циркового артиста, Марчелли пытается разглядеть за пудовой толщей слов, произносимых героями самой знаменитой русской драмы, аттракционы, эксцентричные гэги и лацци традиционной итальянской комедии масок.
«Российская газета»