ЗОЛОТАЯ МАСКА - ФЕСТИВАЛЬ И ПРЕМИЯ

Жестокие дети

Детский музыкальный театр им. Н. Сац, Москва
Номинации на Премию 2021

Опера / спектакль
работа дирижера (Алевтина Иоффе)
работа режиссера (Георгий Исаакян)
работа художника (Ксения Перетрухина)
женская роль (Мария Деева)
Либретто по мотивам романа Жана Кокто «Les Enfants Terribles»: Филип Гласс, Сьюзан Маршалл

Музыкальный руководитель и дирижер: Алевтина Иоффе
Режиссер-постановщик: Георгий Исаакян
Художник-сценограф: Ксения Перетрухина
Художник по костюмам: Алексей Лобанов
Художник по свету: Евгений Ганзбург
Дирижер: Сергей Михеев
Ассистент режиссера: Мария Фомичева
Ансамбль фортепиано: Анастасия Зимина, Ирина Красавина, Олеся Потапова, Дарья Смирнова

Артисты: Вера Азикова, Людмила Верескова, Мария Деева, Александра Антошина, Анна Холмовская, Мария Юрковская, Максим Дорофеев, Вячеслав Леонтьев, Сергей Петрищев, Денис Болдов, Михаил Гущенко, Андрей Юрковский, Григорий Калинин

Продолжительность 1 ч. 20 мин. Возрастная категория 16+
Опера «Жестокие дети» необычна во всех смыслах. Весь оркестр, вся ее партитура – это три фортепиано. Уже одно это делает ее неординарным явлением в ряду оперных произведений, как и принцип минимализма, составляющий основой стиля этого выдающегося композитора рубежа тысячелетий: маленькие музыкальные структуры, которые бесконечно повторяются с вариациями, эмоционально закручивая, вводя публику в транс, в гипноз.
Необычна и история, рассказанная великим Кокто про детей, проводящих все время в искривленном пространстве своей комнаты: непонятно, где игра, где реальность, и что такое реальность, когда постоянно длится игра. Именно здесь развивается сюжет о взрослении, фиксируется момент, когда в нашу жизнь вторгаются любовь и смерть, две главные вещи для человека, две главные темы в искусстве. С их разными проявлениями персонажи сталкиваются на протяжении всей оперы.
Появление «Жестоких детей» – очень важный шаг для нас, еще один наш шаг в открытии неизвестных территорий современного театра.
Георгий Исаакян
Медитативная музыка Гласса как нельзя более точно передает состояние детей, описанное в романе Кокто, состояние, которое нельзя назвать ни сном, ни бодрствованием, состояние, которое можно поймать только в сумерки, в ту щель во времени, которую дети называют Игрой.
Алевтина Иоффе
Мне представляется остроумным сам факт постановки драмы невзросления на территории детского театра – он прочитывается как художественный жест, выворачивающий наизнанку общепринятую идею герметизации детского искусства, его рафинирования, очистки от «взрослых» смыслов. Важной темой в этой работе для меня стала полемика с идеологией forever young. Персонажи спектакля очень современны в своем нежелании взрослеть. Маньеристский сюжет Кокто–Гласса о заигравшихся детях, не желающих покидать пределы детской комнаты, с неизбежным трагическим финалом – это сюжет нескольких современных мне поколений, присягнувших Питеру Пэну на верность.

Ксения Перетрухина

На странице использованы фотографии Владимира Яроцкого