Театральная компания ЗМ
Борис Асафьев

Бахчисарайский фонтан

Театр оперы и балета, Самара

Премия «Золотая Маска» 2021 г. – «Лучшая работа художника по костюмам»

Номинации на Премию «Золотая Маска» 2021 г. – «Лучший спектакль в балете», «Лучшая работа художника», «Лучшая женская роль» (Ксения Овчинникова), «Лучшая мужская роль» (Диего Эрнесто Кальдерон АрмьенИгорь Кочуров)

балет-поэма в 4 действиях с прологом и эпилогом

Либретто по поэме Александра Пушкина: Николай Волков
Хореография: Ростислав Захаров (1934)
Декорации и костюмы по эскизам художника Валентины Ходасевич (1936)
Дирижер-постановщик: Евгений Хохлов
Балетмейстер-постановщик: Дарья Павленко
Художник-постановщик: Андрей Войтенко
Художник по костюмам: Татьяна Ногинова
Художник по свету: Александр Наумов

Артисты: Ксения Овчинникова, Диего Эрнесто Кальдерон Армьен, Игорь Кочуров

 

Продолжительность 2 ч. 40 мин.


Возрастная категория 12+
Партитура балета Бориса Асафьева «Бахчисарайский фонтан» – красочное симфоническое полотно, изобилующее богатством оркестровых оттенков, тембров, множеством соло. В этой музыке виртуозно сплетаются разные жанры и оркестровые стили. Увертюра отсылает нас к эпохе классицизма, полонез и мазурка вносят подчеркнуто национальный колорит, а в теме нашествия татар едва различимы переклички с половецкими плясками Бородина. В музыке Асафьева с огромным мастерством переданы и колорит Востока, и подлинные романтические страсти героев балета. В наш спектакль мы, следуя замыслу композитора, пригласили сопрано, которая исполняет «Татарскую песню» и знаменитый «Романс» на стихи Александра Пушкина. В оригинале «Романс» с голосом звучит в эпилоге спектакля, в нашей редакции мы исполняем его также и в начале, после увертюры.
Евгений Хохлов
Моей глобальной задачей было заразить артистов любовью к этому спектаклю, потому что я убеждена, что «Бахчисарайский фонтан» – наше достояние, наше культурное наследие. Спектакль поставлен в 1934 году, и через 13 лет он отпразднует столетний юбилей. Причем все эти годы он шел без перерыва в Мариинском театре. Много спектаклей, которым около ста лет, но они уходят из репертуара, приходят, переживают новые постановки. А этот спектакль остается аутентичным с 1934 года. Советский спектакль, сделанный абсолютно в духе Петипа, наследник имперских традиций – академичный спектакль-феерия, большой, трехактный, сюжетный, в котором много массовых танцев: кордебалетных, корифейских и, конечно же, сольных. Я хотела показать, что это не труха, не какой-то нафталин: этот спектакль имеет право на жизнь. Более того, он не просто жизнеспособен, а от исполнителя к исполнителю наполняется их жизнью и энергией.
Дарья Павленко

В отличие от жемчужин классического наследия, требующих, по мнению ревнителей балетного аутентизма, возрождения и очищения от позднейших переделок, один из немногих шедевров эпохи драмбалета из общероссийской афиши никогда не выпадал. Но это вряд ли облегчает задачу постановщику. Напротив, поднимает планку, заставляя быть въедливее в мелочах и масштабнее в целом. Балетмейстер-постановщик Дарья Павленко (прима-балерина Мариинского театра, где «Бахчисарайский фонтан» Ростислава Захарова собирает зрителя уже без малого 90 лет), работавшие по эскизам Валентины Ходасевич 1930-х годов петербургские сценограф и художник по костюмам Андрей Войтенко и Татьяна Ногинова и, конечно, педагоги-репетиторы (в балете, изобилующем историко-бытовыми и характерными танцами, их мастерство на вес золота) с задачей справились. Подарили публике спектакль-праздник, а солистам и кордебалету – возможность проявить себя в непростом жанре и многому научиться.


Наталия Звенигородская


На странице использованы фотографии Антона Сенко