Театральная компания ЗМ

О рыбаке и рыбке

Театр кукол Республики Карелия, Петрозаводск

Премия «Золотая Маска» 2021 г. – «Лучший спектакль в театре кукол»

Номинации на Премию «Золотая Маска» 2021 г. – «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа актера» (Марина Збуржинская)

притча о семейной жизни для взрослых, очень взрослых и детей
по мотивам сказки Александра Пушкина

Инсценировка и постановка: Яна Тумина
Художник-постановщик: Кира Камалидинова
Художник по костюмам: Анис Кронидова
Композитор: Дмитрий Максимачев

Артисты: Марина Збуржинская, Олег Романов, Владислав Тимонин, Светлана Романова, Наталья Васильева, Антон Верещагин, Ирина Будникова, Родион Михно, Катерина Швецова

Голос рыбки: Семен Петров

Песня «Грешне человече» звучит в исполнении Сергея Старостина

Продолжительность 50 мин. 
Возрастная категория 8+ (6+)
Мы старались соответствовать Пушкину – у него открытый финал. Старик возвращается и видит то же, с чего все и началось – разбитое корыто. Там вообще депрессивный финал, полное опустошение. Все знаменитые художники-иллюстраторы рисуют последнюю картинку этой сказки очень не по-детски. Поэтому мы позволили себе более гуманистический конец, представили, что есть примирение, объятия, покаяние. Понятно, что без трещины уже не будет. Многоточие необходимо, чтобы зритель имел свободу интерпретации. 
Яна Тумина, интервью интернет-журналу «Лицей»
«Рыбка моя!» — обращается старик к старухе, и это, конечно, история любви. Любви людей в возрасте между молодостью и средними годами, а старик и старуха — это так, милые домашние прозвища в их маленькой семье. И конечно, это никакая не сказка: спектакль Яны Туминой так и называется — «О рыбаке и рыбке». Семейную жизнь портит пресловутый квартирный вопрос, их лодка разбивается о быт. Корыто и есть кров, и оно в начале истории прохудилось. Прислушайтесь к рекомендации театра, возрастной маркер — 8+.
интернет-издание «Afisha»
От пушкинского текста остались фразы. Они разбросаны в ткани спектакля как маяки, привычные уху, но как будто даже лишенные зазубренных рифм словосочетания. Текст словно отодвинут на задний план. Он – компас, но не маршрут, и у авторов спектакля изначально нет посыла поведать все слово в слово. Потому изменения и дополнения в тексте – лишь часть общей истории, фрагменты большой мозаики. Здесь Старик – молодой, полный сил веселый мужчина (Олег Романов) – обнимает свою такую же молодую Старуху (Марина Збуржинская) со словами «рыбка моя!», и бормотание Старика – не всегда в чистом виде пушкинский текст.
«О рыбаке и рыбке» оказывается историей о верности себе и возвращении к себе, рассказанной с глубоко гуманистическим посылом, присущим всему творчеству Туминой. Опустошенность пушкинского финала для нее – источник нового начала, возрождения и обретения. В ее оптике повороты судьбы, пусть даже и вписанные в небесный отсчет, – результат движений отдельной души, которая среди ошибок и проступков не пропадет априори, потому что всегда может рассчитывать на прощение и приятие.

«Петербургский театральный журнал», блог

В представлении Яны Туминой море больше суши. Оно буквально самое синее. Оно такое красивое, что очевидным оказывается желание Старухи стать владычицей морскою. Это же самый пик всех желаний, самое притягательное и самое невозможное, потому что никак взрослому человеку не быть своим в море. Море – оно из другой жизни.

информационное агенство «Республика Карелия»

Три раза волнуется море в спектакле «О рыбаке и рыбке». И с каждым разом все дальше от зрителя в глубину сцены погружается Старуха, не упомянутая в названии – ни сказки Пушкина, ни притчи Яны Туминой. При этом самые интересные сюжетные и сценические превращения испытывает на себе именно этот персонаж.
В спектакле нет суши – Старик и Старуха, связанные одной сетью, живут на тонкой береговой линии между бескрайним морем и высоким небом (технически – в световом коридоре черного кабинета). Море волнуется раз… Золотая Рыбка (переливающийся световой комочек) открывает героям еще одно измерение, приглашая их заглянуть в глубь себя. Поддавшись искушению, Старуха ныряет в открывшуюся перед ней бездонную пропасть и с удивлением обнаруживает там возможность хотения – чего-то большего, чем дано. Ощущение желания поражает ее как гром среди ясного неба, становится откровением, а потом и наваждением, с которым, за неимением опыта, ей не справиться. Море волнуется два... По велению режиссера Старуха обрастает плоским, бутафорским счастьем, сама оказывается полумеханической сложноустроенной игрушкой, а ее реальность превращается в жутковатый, но при этом гипнотически эффектный, кукольный театр.
Море волнуется три…

Анна Иванова-Брашинская

На странице использованы фотографии Юлии Утышевой