ЗОЛОТАЯ МАСКА - ФЕСТИВАЛЬ И ПРЕМИЯ

Лавр

Театр «На Литейном», Санкт-Петербург
Участник программы «Маска Плюс» Фестиваля 2021 года

по Евгению Водолазкину

 

Инсценировка: Борис Павлович, Элина Петрова
Режиссер: Борис Павлович
Художник-постановщик: Ольга Павлович
Композитор: Роман Столяр
Хормейстер: Анна Вишнякова
Художник по свету: Стас Свистунович

Артисты: Елена Ложкина, Дарина Одинцова, Татьяна Тузова, Ася Ширшина, Роман Агеев, Александр Безруков, Максим Зауторов, Александр Кошкидько, Владислав Майоров, Аким Норландер, Павел Соломоник, Евгений Тележкин

 

Продолжительность 3 ч. 30 мин.


Возрастная категория 18+
Перед началом репетиций спектакля «Лавр» я оказался в Пскове по рабочим делам. Естественно, я прошел по всем местам, упоминающимся в тексте романа. Самое сильное впечатление на меня произвела Комсомольская площадь. Именно «на будущей Комсомольской площади» находилось кладбище, где одно время жил главный герой, Арсений. На Комсомольской площади не оказалось ожидаемых памятников, фонтана, клумб с цветами или хотя бы одной скамеечки. Это был самый унылый пустырь на свете, с одной стороны которого заводская проходная, с другой – вросший в землю храм Иоанна Предтечи XII века постройки. Это соседство стало для меня зримым воплощением знаменитых анахронизмов Евгения Водолазкина.
Главный герой романа – время. Все мировые события происходят одновременно, вернее – они уже есть, даны нам. Человек сам сплетает узор жизни, отбирая и увязывая одно с другим. Именно это нам с артистами было интересно на репетициях: как рождаются связи между, на первый взгляд, случайными вещами. И возможно ли на каждом показе искать новые связи, заново вглядываясь в то, что нам выпало сегодня.
Борис Павлович
Когда читаешь роман, все время ощущаешь это мерцание – то автор серьезен, то шутит, одно время проглядывает сквозь другое. Книга в каком-то смысле фантастическая, фантазийная, она обращается к фантазии и воображению читателя. Сценография же всегда конкретна: на сцене что-то стоит, висит, находится, актеры во что-то одеты и держат в руках определенный реквизит. Как оказаться везде и нигде? Как может пошутить сценограф? Как выглядели некоторые вещи в древности и какими они видятся нам сейчас, из наших дней? Что сложнее представить – 70-е годы XV века или 70-е годы XX века?
Ольга Павлович

Первая постановка «Лавра» Евгения Водолазкина воссоздает ткань романа своей полифоничностью: разноголосием героев, которыми, как масками, легко обмениваются актеры. Да и время здесь многослойно: история средневековая, а разыгрывают ее как будто бы советские люди, на фоне вездесущего бетонного забора. Режиссер и артисты вычитывают из прошлого житие целителя Арсения, словно археологи, по осколкам собирающие прошлое. История движется на сцене как минимум в трех тональностях: средневековой, советской и современной – три среза нашей ментальности, по-разному ярко отзывающиеся сегодня. Многоголосица персонажей дополняется песнопениями и звучанием традиционных инструментов, погружая вовлеченного зрителя почти в транс. Это одновременно спектакль о том, как артисты читают книгу, и попытка найти нечто неизменное во всех эпохах – например, историю человека, живущего по совести. Ведь это возможно в любые времена.


Вера Сердечная


На странице использованы фотографии Сергея Рыбежского

После показа состоится обсуждение спектакля