ЗОЛОТАЯ МАСКА - ФЕСТИВАЛЬ И ПРЕМИЯ
Александр Сухово-Кобылин

Дело

Театр «Красный факел», Новосибирск
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2022 г. – «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая мужская роль» (Владимир Лемешонок), «Лучшая мужская роль второго плана» (Денис Ганин, Павел Поляков, Константин Телегин)
сатира

Режиссер: Дмитрий Егоров 
Драматург: Светлана Баженова
Художник: Фемистокл Атмадзас
Художник по костюмам: Ольга Атмадзас
Музыкальное оформление, аранжировка: Максим Мисютин, Денис Франк 
Режиссер по пластике: Сергей Ларионов
Режиссер мультимедиа: Наталья Наумова
Художник по свету: Василий Филипчук
Консультант по свету: Игорь Фомин

Артисты: Владимир Лемешонок, Анастасия Косенко, Галина Алехина, Алексей Межов, Денис Казанцев, Олег Майборода, Виктор Жлудов, Андрей Черных, Сергей Новиков, Константин Телегин, Денис Ганин, Камиль Кунгуров, Сергей Богомолов, Павел Поляков, Александр Поляков, Михаил Селезнев, Елена Жданова, Екатерина Макарова, Елена Дриневская, Денис Франк, Егор Овечкин, Луиза Русанова, Ярослав Киселев

Продолжительность 3 ч. 30 мин. 
Возрастная категория 18+
У нас достаточно вневременная история. Грубо говоря, портрет Николая I на стене висит, но это не отменяет возможности достать смартфон. Ржавое тяжелое колесо правосудия как катилось по стране в XIX веке, так и продолжает катиться. И если тебя на него намотало, даже если ты абсолютно не виноват, вряд ли уже из-под него выберешься. Так было, есть и будет. При этом пьеса написана, как комедия. Там очень гремучая смесь трагического и смешного. Сатира в чистом виде – вневременная, русская, классическая. Потому что, конечно, единственное, что остается делать, когда жизнь доводит до полного отчаяния, – только смеяться.
Дмитрий Егоров
Главный конфликт «Дела» – трагическая встреча несовершенной, слабой, не умеющей держать удар и просчитывать на шаг вперед живой жизни и беспроигрышной мертвечины государственной машины, в которой все работает, как в часах: от охранников до Весьма Важных Лиц. Эта машина держится на огромной армии держиморд в балаклавах, приводится в движение нешуточной борьбой за естественный отбор изобретательными тарелкиными и варравиными и венчается огромной ложью: в спектакле под арест Муромского быстро подверстывается репортаж о борьбе с коррупцией, с которой нещадно «борется» Князь (Сергей Новиков), заскочивший в полицейский участок со своей съемочной группой.
журнал «Театр», блог
«Дело» состоит из трех актов: первый – псевдореалистический, костюмный, уклоняющийся от прямых аналогий и всеми силами делающий вид, что «Дело» Сухово-Кобылина – про давно ушедших людей. Второй акт резко кидает в современность и как бы говорит зрителю «не, брат, пиеска-то про нас». Он начинается с развернутой сцены в конторе чиновников, где (на фоне портрета Николая I) общение происходит в современном мессенджере. Здесь уже начинается заявленная в жанре спектакля сатира: режиссер планомерно проходит по порокам – от властолюбия и взяточничества до лени и пьянства, – жестоко над ними насмехаясь. Третья часть спектакля снова переворачивает правила игры и делает из общественной сатиры частную трагедию, через которую уже и борьба с мифической «системой» кажется скорее блажью, чем смыслом жизни. 

«Петербургский театральный журнал», блог

Первый акт спектакля обманчиво традиционен – ни дать ни взять костюмная драма. Но как только действие из гостиной Муромских переносится в кабинеты чиновников, начинается совсем другая история. Переписка в мессенджерах, полиция в бронежилетах, журналисты с камерами и слоганы #ЯмыМуромские не оставляют сомнений по поводу времени действия. Постановка в очередной раз с ужасающей достоверностью констатирует, что Сухово-Кобылин – наш самый актуальный драматург, а чиновничий произвол и судебная система – самое страшное, что может случиться с человеком. Дмитрий Егоров показывает всю анатомию таких «Дел», число которым – легион, от выбивания нужных показаний до ловких манипуляций с информационными технологиями и общественным мнением, мгновенно превращающих жертву в преступника. 

Марина Шимадина

На странице использованы фотографии Фрола Подлесного