Театральная компания ЗМ

Иваново детство

Театр юного зрителя, Казань
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2022 г. – «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая мужская роль» (Нияз Зиннатуллин), «Лучшая мужская роль второго плана» (Ильнур Гарифуллин).

 
по Владимиру Богомолову
драма в одном действии

Режиссер и художник: Антон Федоров
Художник по костюмам: Ксения Шачнева
Художник по свету: Игорь Фомин
Движение на сцене: Марсель Нуриев
Режиссер по работе с куклой: Анна Деркач
Пианист: Борис Пивоваров

Артисты: Михаил Меркушин, Сергей Мосейко, Алексей Зильбер, Александр Яндаев, Нияз Зиннатуллин, Ильнур Гарифуллин, Камиль Гатауллин, Полина Малых, Валерий Антонов, Мария Мухортова

Продолжительность 1 ч. 40 мин.
Возрастная категория 16+
У меня сложные отношения с советской военной драматургией и литературой вообще, поэтому, когда была озвучена тема про 75-летие Победы, хотелось сразу сказать «нет». Я не тот человек, который может сделать спектакль-праздник к 9 Мая. И я сразу от противного говорю: «Подумаю о том, чтобы возможно было тихо рассказать, а не громко». И вот возникло «Иваново детство». Хотелось бы тихо поговорить, и вообще, в принципе, поговорить о том, что мы ничего не знаем и пытаемся как-то прикоснуться к памяти и понять, что это такое. Историю мы не ворошили, а ворошили больше внутреннее эмоциональное состояние и восприятие. Мы не пытаемся сформулировать что-то формальное и общее, больше ищем личное, искреннее отношение, какую-то правду.
Антон Федоров
Иванов в спектакле два. У одного характерное лицо актера Нияза Зиннатуллина, который явно старше своего персонажа. Он тихо сидит в уголочке перед зеркалом и то ли вспоминает, то ли вправду видит сны и в них – себя прежнего… И этот второй Иван из зазеркалья – даже не человек, а кукла в военной амуниции с бледным неподвижным лицом, отдаленно напоминающим юного Колю Бурляева, сыгравшего в фильме Тарковского. Частью спектакля становятся не только знаменитые кинокадры из «Иванова детства», проецируемые на экран, но и знакомые модуляции бурляевского голоса, в котором навечно застыли злые детские слезы…
газета «Республика Татарстан»
Первая мысль – Антон Федоров использовал куклу, чтобы облегчить себе работу. Найти юного артиста, способного сыграть мальчика с изувеченной войной психикой, не так-то просто. Но потом понимаешь, что это глубокий и очень удачный режиссерский ход. Иван – это человек с окаменевшей душой, он потерял не только родных, немцы «убили» в нем ребенка. И кукла превращается здесь в метафору – мальчик это «живой мертвец». Да, собственно, в финале повести он обречен и на физическую гибель.

«Российская газета»

Сколько раз ни заглядывал Тарковский в память своего поколения, он всегда находил там войну. 
Спектакль Антона Федорова – взгляд из сегодня. Как нам говорить о той войне? Режиссер повторяет траекторию Тарковского, расширяя ее и фиксируя то, как расширило ее время. Фильмы Тарковского здесь почти документ, бесценный архив, разбирая который, мы заново составляем судьбу, прибавляя к ней наше знание прошедшего будущего. Здесь Тарковский – это способ, язык для разговора о времени и памяти. Федоров с поразительной свободой пересоздает этот язык. Фильм «Иваново детство» и фильм «Зеркало» существуют в спектакле по принципу двойной экспозиции. Они проступают сквозь друг друга, проступают сквозь спектакль. Они сменяют один другой, дополняют, живут разорванно и сходятся вместе.
Война – это пространство и время тотальной смерти, воронка, из которой невозможно выбраться, как из сонного паралича. Война есть абсолютная смерть в своем глубинном содержании. В спектакле Иван – это кукла, в полный Иванов детский рост, и она здесь необходима. В условиях сюжета мы вынуждены относиться к ней как к живому ребенку. Кукла может то, что не может человек. Она воплощает абсолютную смерть. 

Владислава Куприна

На странице использованы фотографии Рамиса Назмиева