ЗОЛОТАЯ МАСКА - ФЕСТИВАЛЬ И ПРЕМИЯ
Вольфганг Амадей Моцарт

Дон Жуан

Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
Номинации на Премию 2022

Опера / спектакль
работа дирижера (Артем Абашев)
работа режиссера (Марат Гацалов)
работа художника (Моника Пормале)
работа художника (Ася Мухина)
работа художника по свету (Алексей Хорошев)
работа художника по свету (Рудольфс Балтиньш)
женская роль (Надежда Павлова)
мужская роль (Андрей Бондаренко)
Либретто Лоренцо Да Понте

Дирижер-постановщик: Артем Абашев
Режиссер-постановщик: Марат Гацалов
Автор визуальной концепции и сценограф: Моника Пормале
Видеосценограф: Ася Мухина
Художники по свету: Алексей Хорошев, Рудольфс Балтиньш
Хормейстер-постановщик: Евгений Воробьев
Драматург: Дмитрий Ренанский
Видеооператор: Валерий Ершов 
Выпускающий продюсер: Анна Баландина

Артисты: Энхбат Тувшинжаргал, Тимофей Павленко, Наталья Кириллова, Надежда Павлова, Сергей Годин, Дарья Пичугина, Виктор Шаповалов, Гарри Агаджанян

Исполняется на итальянском языке с русскими субтитрами

Продолжительность 3 ч. 30 мин.
Возрастная категория 12+
«Бог умер» – содержание «Дон Жуана» вполне можно было резюмировать этой канонической фразой Ницше. Ее аллегорией у Моцарта становится убийство Командора – героя, олицетворяющего собой привычный порядок, структуру. Дон Жуан же, напротив, это в первую очередь энергия первозданного хаоса, жизни, творчества, воображения. Работая над спектаклем, мы часто вспоминали не только Ницше, но и Достоевского. Оба они предупреждали о том, что наступает новое время, разрушающее старую картину мироздания. Вскоре привычная структура мира действительно оказалась поверженной, роль мужчины как отца и как мастера рассыпалась – сегодня мы по-прежнему живем в этой парадигме, столь красноречиво описанной в «Дон Жуане». Опера Моцарта в том числе и о том, что человечество до сих пор не преодолело этот кризис.
Марат Гацалов
Для меня «Дон Жуан» стоит особняком не только в творчестве самого Моцарта, но и во всем оперном искусстве. Это одно из самых значимых музыкальных произведений. В нем все изумительно выстроено драматургически. И для меня как для дирижера самая главная задача – вникнуть в эту драматургию и следовать тому пути, которому следовал композитор, когда писал музыку. В этом сочинении композитор опередил свое время более чем на сто лет. Его музыка гораздо прогрессивнее эпохи, в которую была написана. Для меня «Дон Жуан» – это скорее сочинение эпохи модернизма, и мне важно, чтобы зритель, приходя в театр, услышал Моцарта прогрессивного.
Артем Абашев
Из философии произведения берется не новая, но разыгранная здесь живыми и бесхитростными штрихами мысль о дуализме Дон Жуана и Лепорелло. Причем Лепорелло, напоминающий то усталого авантюриста, то черта в ступе, – главный герой. А из полифонических подсказок Моцарта и Да Понте взята трехслойная драматургия.
Вся партитура – оркестр и певцы – сослана в яму: здесь разворачивается как будто традиционный оперный спектакль с мизансценической геометрией, переодеваниями, актерской и музыкальной игрой. Сцена зарезервирована для «солирующей» сценографии: местами иллюстрируя, в целом она, скорее, аккомпанирует партитуре. Третий слой – видеоряд Аси Мухиной (он то транслирует крупные планы певцов, отсылая публику попеременно к спектаклям Чернякова и Эфроса, то заимствует у сцены арт-объекты, то отправляется в свободное плавание) – смешивает карты. Слои и эпизоды накрепко или случайно прикручены друг к другу, но ни один не занят истолкованием другого. Отказ от интерпретации приходит в обманчивой полуконцертной форме, но есть моменты, в которых монотонное движение необязательных ассоциаций и ненавязчивых локализаций, как во сне, меняет привычные тон и смысл на противоположные.

газета «Коммерсант»

Сцену пермского театра Моника Пормале превращает в музейный зал (серые стены, стеклянный потолок, высокие проемы по бокам), где разворачивается хит-парад арт-объектов современного искусства: все они перемещаются по сцене на небольшой платформе, если смотреть из зала – из правой кулисы в левую. И все так или иначе комментируют главный «экспонат», который почти не виден, зато всегда слышен, – саму оперу Моцарта.

интернет-издание «Colta»

На странице использованы фотографии Андрея Чунтомова