Театральная компания ЗМ

Плот Медузы

Камерный театр, Воронеж
Премия «Золотая Маска» 2022 г. – «Лучшая работа балетмейстера-хореографа».
Номинация на Премию – «Лучший спектакль в современном танце».
танцевальный спектакль

Хореограф: Павел Глухов
Композитор: Василий Пешков 
Художник по свету: Татьяна Мишина 
Видеооформление: Алексей Бычков 
Художник по костюмам: Сергей Илларионов 

Артисты: Николай Гаврилин, Авелина Мартинес, Наталья Неповинных, Олег Петров, Игорь Прудской, Александра Тиунова, Ольга Рыжкова, Виталий Шилов, Олег Эпов

Продолжительность 1 ч. 10 мин.
Возрастная категория 16+
Для меня «Плот Медузы» – модель общества в миниатюре. В спектакле мы делаем попытку проанализировать эту модель, работаем с разнообразными архетипами личности. Каждый человек здесь, как и в реальном социуме, выполняет какую-то роль: кто-то сильный, кто-то слабый, кто-то хитрый, а кто-то простой. Как они проявляют себя? Где грань между человеком и животным? Какие свойства характера начинают проступать перед лицом опасности? Мы исследуем именно эти вопросы.
Павел Глухов
Современники художника увидели в картине «Плот Медузы» Теодора Жерико отражение пороков Франции эпохи Реставрации, а постановщик Павел Глухов сконструировал свою модель общества, чередуя его в спектакле с картинами кораблекрушения и морской стихии. В образах-архетипах узнаются представители разных социальных слоев сегодняшнего дня, не похожие на современников Жерико. Однако законы, по которым они живут, остались прежними. Выживание и место под солнцем обеспечивают потребительское отношение, манипуляции, подавление слабых и непохожих с помощью физической силы. 
Хореограф тяготеет к абстрактным идеям, многозначности и символичности, старается вовлечь зрителя в гипнотический танец, похожий на ритуальное действо. 
интернет-издание «Ревизор»
Спектакль удерживает ощущение противодействия, борьбы и ответственности за самих себя, но помещает историю в два параллельных мира. Не исчезает бурное, жадное, утягивающее людей море, но появляется и другая стихия – человеческая. В атмосфере ночного клуба посреди глубоких вод мы видим уже не толпу, но отдельные истории о непохожести и равнодушии, желании заслужить признание и подавить личность другого. Буря ломает гибкого мужчину в желтом платье, оставляет на произвол судьбы девушку в авиационном шлеме. В танце отчетливо и ярко видно, каким одиноким и хрупким может быть человек, теряющий опору.

 

интернет-издание «Театр To Go»

Мотив катастрофы, один из важнейших в пандемийном театральном сезоне 2020/21, Павел Глухов развернул с хореографической грацией и в чуть ли не легкомысленных ритмах, поддержанных композитором Василием Пешковым. От спектакля с названием «Плот Медузы», подобного поворота никак не ждешь. История крушения французского фрегата «Медуза» у берегов Сенегала в 1816 году, хроника гибели почти полутора сотен пассажиров и членов экипажа на его плоту стала мощной метафорой расчеловечивания, социального неравенства, коррупции и неприглядной борьбы за выживание. Хореограф же как будто посмотрел на нее глазами других существ, словно его вдохновляли теории Донны Харауэй о ко-эволюции. Он наводнил спектакль ловкими и любопытными морскими обитателями, шныряющими то тут, то там, объединив тех, кто на плоту, и тех, кто глубоко под ним, в одну экосистему.

Сергей Конаев

На странице использованы фотографии Константина Кириакиди