Театральная компания ЗМ

[Сыра земля] Коромысли. Глава 2

Лаборатория современного искусства, Новосибирск
Номинации на Премию 2022

Эксперимент / спектакль
аудиальный перформанс

Режиссер: Полина Кардымон 

Голоса: Алина Юсупова, Наташа Серкова, Аня Замараева, Даша Воевода 

Продолжительность 45 мин.
Возрастная категория 18+
Представьте, что у вас завтра свадьба, а подруги и мать горько плачут и причитают по невесте, как будто вас уже нет. И вы присоединяетесь к этому плачу и прощаетесь со своей прошлой жизнью и прошлой собой.  Девушка умерла – родилась жена.
Почему, а, главное, зачем в русской традиции человека хоронили три раза за жизнь? Сейчас тема смерти табуирована – мы пытаемся о ней не думать, как будто ее нет, как будто она сама умерла. Мы привыкли загонять страх смерти как можно глубже – туда, где мы сами не сможем его отыскать. Но ведь отрицание и замалчивание только увеличивают ощущение тревожности, и мы не знаем, как самостоятельно с этим справиться. А наши предки знали.
Полина Кардымон
Вторая часть «Коромыслей» – изысканное концептуальное действо на тему смерти и возможности пережить уход близкого полноценно. То есть так, как не позволяет современная культура: выпевая погребальный фольклор, актрисы перформанса пребывают в качестве исполнительниц, чью патетику и чисто физическую мощь присутствия снижают или комментируют бегущие по экрану титры, но еще – в качестве персон, не прячущихся за актерской оснащенностью. В титрах – сомнения и вопросы, тревожащие создательниц [Сырой земли] и конкретно – Полину Кардымон, которая простым и красивым жестом открывает заново значение песен и ритуалов, но также и признается себе и нам в незнании, непонимании и равнодушии. 
интернет-издание «Colta»
Полина Кардымон во второй части аудиального перформанса «Коромысли» – [Сыра земля] снова обращается к корням. Если в первой части была явлена дистанция между нами сегодняшними и текстами песен наших предков, которые мы уже не всегда способны понять, то во второй, скорее, совершается попытка осмыслить опыт коллективности, вернуть человеку право на первобытные дикие чувства, требующие длительного интенсивного проживания. Четыре девушки (Алина Юсупова, Анна Замараева, Наташа Серкова, Даша Воевода) исполняют средневековые русские песни, сопровождавшие человека в процессе инициации (рождение, свадьба, смерть – три главных перехода). За их спинами – экран с титрами. Текстовые комментарии не только раскрывают перед зрителем личности перформеров (имеют ли они опыт утраты и как относятся к теме смерти), но и создают ритмическую структуру спектакля, позволяя выстраивать отношения с текстами обрядовых песен – оно может быть иронически отстраненным или, наоборот, подчеркивать схожесть с сегодняшними терапевтическими практиками; проследить изменение взгляда на тему смерти в обществе (в аудиоряд спектакля введена песня группы IC3PEAK, обманывающая зрителей). Это лаконичная, скупая по средствам выразительности работа, построенная на глубоком исследовании эмоционального опыта человека, ненавязчиво предлагающая задуматься о том, какое место в нашей жизни, лишенной коллективности, занимает сопричастность и как она может проявляться.

«Петербургский театральный журнал», блог

Что знали о смерти наши прабабушки, и может ли их знание чем-то помочь нам, давно оторванным от традиционной культуры, проживать смерть близких и быть готовыми к собственной смерти? 
Аудиальный перформанс Полины Кардымон «[Сыра земля] Коромысли. Глава 2» предлагает опыт соприкосновения со смертью, раскрывающийся через стон, плач, причет. Ведь прохождение инициаций предполагало не только умирание в старом статусе и рождение в новом, но и разрешение себе горевать. 
Визуальная выразительность «Коромыслей» предельно лаконична: четыре девушки, сидящие на стульях и поющие колыбельные, погребальные и свадебные песни, и белый экран за ними с «титрами», рассказывающими об экзистенциально важных переходах в жизни человека (материалы для перформанса его участники собирали во время экспедиций в разные регионы страны). Акапельное четырехголосие намеренно «необработанных», нефольклорных голосов дарит «Коромыслям» ритуальную органичность и позволяет хотя бы ненадолго ощутить смерть как часть жизни.

Анастасия Арефьева

На странице использованы фотографии Дмитрия Яцюка