Театральная компания ЗМ

Немножко СЛИШКОМ одиноко

Большой театр кукол, Санкт-Петербург
Участник программы «Детский weekend» Фестиваля 2022 года
по письмам Астрид Линдгрен

Режиссер: Петр Чижов
Художник: Леша Силаев
Художник по свету: Митрич (Дмитрий Зименко)
Инсценировка: Ксения Ярош 
Композитор: Руслан Тухватуллин

Артисты: Алена Волкова, Алена Сергеева, Полина Савенкова/Ксения Плюснина 

Продолжительность 1 ч. 30 мин.
Возрастная категория 12+
Это спектакль о запутавшемся подростке, не принятом в школе и семье, который бунтует, выбирая быть неудобным для всех и для самого себя. Внутри Сары борются и дружат несколько Сар: в спектакле это играется тремя актрисами. Деконструируя одежду, художник Леша Силаев создает на сцене образ детского убежища, отделенного от взрослого мира. Здесь Сара в безопасности: она тайно пишет Астрид, проигрывая в письмах и в воображаемом пространстве то, что не может в реальном. Встреча с Астрид в письмах – встреча со значимым взрослым – возвращает Саре право на саму себя. «Право не быть послушной и терпеливой», – как пишет ей Астрид.
Петр Чижов
В этом тексте встреча юности и старости (а мы сейчас как бы между: одной ногой еще тут, другой уже там) в особенно трудный для обеих период. Нет иерархии, нет табу, нет самоцензуры, есть поддержка, есть артикуляция того, что особо ранит и радует в жизни, есть дружба буквами. И огромная смелость с обеих сторон. Смелость чувствовать и называть свои чувства. Настоящий герой, конечно, Сара. А Астрид – это мудрый комментарий к ее жизни. И я делала инсценировку именно о Саре, но о Саре, пишущей Астрид, о Саре по ту сторону диалога. И, конечно, это текст про права ребенка. Право жить без насилия, быть принятым, быть услышанным, быть собой и быть одной. Саре не скучно быть одинокой, хотя и тоскуя, она умеет оставаться с самой собой наедине. И это необходимо. Ей и человеку вообще. Но спектакль все же не о взрослой Саре, а о девочке. И все они имеют право высказываться и быть услышанными.
Ксения Ярош, журнал «Театр», блог
Спектакль «Немножко СЛИШКОМ одиноко» основан на реальной переписке Астрид Линдгрен с двенадцатилетней Сарой Швардт. Письма Сары, откровенные и беспощадные к самой себе, полны подлинной тоски слишком одинокого и, увы, нелюбимого ребенка. В зрительном зале мы попадаем в своеобразный музей вещественных доказательств существования Сары – это чердак, куда сбегала девочка, чтобы писать письма единственному взрослому, готовому услышать ее. Сцена заполнена тряпичными объектами из старой одежды, разнообразными куклами. Огромная яичная скорлупа валяется тут же, пернатые, сделанные из перчаток, гнездятся балках и перекрытиях. Пронзительная по красоте история показывает, как сложно разобраться в себе, простить все глупые и злые вещи, которые делала от обиды, сложно, но возможно, ведь есть кто-то, готовый написать «Милая, милая Сара», и не важно, что этот человек не твоя семья. 

Надежда Стоева

На странице использованы фотографии Андрея Сухинина