Театральная компания ЗМ
Yлзы Yлзытын

Корея 03

Бурятский театр драмы им. Хоца Намсараева, Улан-Удэ
Участник программы «Маска Плюс» Фестиваля 2022 года
вербатим

Пьеса состоит из реальных историй бурятских нелегалов, которые жили и работали в Корее в разные периоды последних двух десятилетий

Автор: Yлзы Yлзытын
Режиссер: Сойжин Жамбалова
Художник: Ольга Богатищева
Композитор: Дахалэ Жамбалов
Хореограф: Виктор Яо-Фун-Тан
Саундтрек спектакля: Lutaar «Шаадал»

Артисты: Алдар Базаров, Ольга Ранжилова-Ломбоева, Рая Бадмаева, Надежда Мунконова, Солбон Ендонов, Ада Ошорова, Людмила Тугутова, Арюна Цыденова, Зорикто Цыбендоржиев, Бальжан Арданабазарова, Алексей Михайлов, Номин Цыренжапова, Булат Буралов, Игорь Раднаев, Дахалэ Жамбалов, Батодалай Багдаев, Бато Шойнжонов    

Спектакль идет на бурятском языке с синхронным переводом 

Продолжительность 1 ч. 50 мин.
Возрастная категория 16+
Мне эта тема показалась невероятно острой, важной и необходимой сейчас. Далее, наступил увлекательнейший процесс работы над материалом, мы переписывали или дописывали сцены, брали интервью у знакомых, у которых был опыт работы в Корее, добавляли или убирали героев. В итоге, в нашем спектакле обрели жизнь 15 персонажей, за которыми стоят реальные люди и их судьбы. 
Эти люди прекрасны, образованы и умны, эти люди талантливы и молоды. Но они делают свой выбор, чаще всего, в пользу комфорта в будущем, который обеспечивают им деньги. А деньги в Корее зарабатываются далеко не той профессией, которой рассчитывали себя посвятить эти люди. Вот и все. Тогда встает вопрос о мечте и ее реализации. Вопрос о предназначении человека и его выборе. Вопрос о счастье, наконец. 
Все мы отдаем себе отчет в том, что счастье – понятие эфемерное. Счастье – это что-то секундное, что позволяет тебе в эту секунду вздохнуть полной грудью, может улыбнуться и ощутить свободу. А в чем эта свобода и когда наступает этот момент, это уже другой вопрос.  
Мне кажется, что с каждой минутой понятие родины все более становится иллюзорным. Наверное, как представитель малой нации, я четко понимаю что-то про понятие «малая родина». У бурят это называется «тоонто». Дословно, место, где зарыта твоя пуповина. Я ощущаю это понятие совершенно интуитивным образом. Для меня это место ассоциируется с какими-то родными запахами и видами свободной степи, со звуками родной речи, с большим небом и вкусно пахнущими затылками моих детей.
Сойжин Жамбалова
Спектакль «Корея 03» построен на невыдуманных историях, отчего в какой-то момент становится не по себе. Люди покидают родной край по тем же банальным причинам, что и все остальные: в поисках денег или счастья, или всего сразу. Но не все в Корее что-то обретут. Кто-то лишится здоровья от изнурительной работы и вечного бегства от миграционной службы, кто-то – связи с близкими, оставшимися на родине, кто-то продаст честь и совесть ради денег, а кто-то, не выдержав тоски, добровольно расстанется с жизнью…
Несмотря на всю трагичность ситуации, спектакль не оставляет тягостного впечатления. В конце концов, для многих отъезд в Корею стал билетом в новую и счастливую жизнь. Именно поэтому в спектакле нет и не может быть какого-то назидательного подтекста: уезжать на чужбину или оставаться на родине – каждый решает сам. В конце концов, документалистика беспристрастна.
интернет-издание «Ревизор»
«Корея 03» населена реальными историями, собранными и записанными. Вербатим, каким он и должен быть: чтобы сыграть реального человека, необязательно неподвижно стоять у микрофона и сохранять отстраненную интонацию. 
Сойжин Жамбалова ставит, кажется, первый в своем роде спектакль о трудовых мигрантах, уезжающих из России. Вернее, из Бурятии. Кто-то из мигрантов оставил в Бурятии семью, кому-то было нечего оставлять. Кто-то уехал, чтобы начать новую жизнь, кто-то – чтобы заработать на свадьбу, на образование детей, на уплату долгов родителей. Но все они одинаково встали цепочкой, надели каски и встроились в бесконечный человеческий конвейер.
Актеры играют реальных людей: намеренно спокойно, без пафоса и патетики. Суть ролевого существования очевидно психологична, но психология запрятана глубоко и дает о себе знать только точечными проявлениями. Переменами во взгляде и тоне – или полным отсутствием перемен. 

«Петербургский театральный журнал», блог

Материалом спектакля «Корея 03» Бурятского театра драмы им. Хоца Намсараева стала серия вербатимов о жизни и судьбе бурятских трудовых мигрантов в Южной Корее. Истории людей, которые уезжают в другой мир кто в поисках лучшей жизни, кто в попытке сбежать от домашних проблем, сплетаются, усложняются и обрастают сверхсюжетами. Режиссер Сойжин Жамбалова вплетает в остросоциальный документальный материал ироничный комментарий сплетниц-сказительниц (в их костюмах легко узнаются логотипы популярных соцсетей), и рассказы о несчастной любви, разбитых надеждах и тоске по родине превращаются в улигер – народный сказ. Но в отличие от этнографических диковинок, которые  часто становятся символом «верности традициям» и «близости к корням», в «Корее 03», как ни пафосно это звучит, есть настоящая народная энергия, питаемая правдой жизни. Неожиданный референс к спектаклю – культовый фильм «Город Бога»: если там из калейдоскопа полукриминальных историй бразильского «дна» вырастал эпический образ непотопляемого Рио-де-Жанейро, то здесь из набора частных мелодрам вырастает настоящая сага о взрослении целого народа.

Алексей Платунов

На странице использованы фотографии Александра Андреева

После показа состоится открытое обсуждение с создателями спектакля