Театральная компания ЗМ

Серая радуга

«Один театр», Краснодар
Участник программы «Маска Плюс» Фестиваля 2022 года
sciеnce fiction

Автор и режиссер: Николай Русский 
Пластика: Анна Донченко
Художник: Юлия Застава
Художники по костюмам: Светлана Эннс, Дарья Смеловская
Художник по свету: Мария Панютина
Звук: Александр Пилькевич, Артем Маров
Видео: Юлия Застава, Вячеслав Тимчук

Артисты: Дарья Женихова, Дарья Смеловская, Елизар Хавцев, Михаил Хмыз, Александр Чеботарев

Спектакль создан при поддержке Фонда Михаила Прохорова в рамках конкурса «Новый театр»

Продолжительность 1 ч. 20 мин.
Возрастная категория 18+
Несмотря на большое количество текста в выбранном материале, спектакль строится таким образом, чтобы полностью уйти от произнесения текста как такового. Во-первых, это дает спектаклю возможность избежать традиционной психологической театральной стилистики, во-вторых, придает четкую, лаконичную минималистическую форму: вместо драматической театральной фактуры возникнет оперная фактура, фактура музыкальной композиции – весь текст положен на музыку. Также в спектакль введено большое количество хореографических и пластических элементов.
Николай Русский
В спектакле Русского, словно в диснеевской «Головоломке», внутри героя – как минимум четыре персонажа. Дарья Женихова, роковая и смешная в своих платьях, – муза писателя. Миша Хмыз, до поры до времени – баловень судьбы, жизнелюбиво-удачливая ипостась. Александр Чеботарев – самонадеянный стиляга. Дарья Смеловская, девочка в белом с теннисной ракеткой и шарами, – жутковатый образ детства и судьбы, почти что «белая девочка с длинной и острой косой». Все они наблюдают за стариком с сочувствием и любовью, дублируя его реплики или берясь за музыкальные инструменты, представляя его внутренний мир садом расходящихся тропок. При этом жизнь каждого персонажа на сцене самоуглубленно наполнена: что на танцы Хмыза, что на смущенно-комичные падения Даши Жениховой, что на наблюдение «белой девочки» за диско-шаром смотришь с равным интересом (пластика – Анна Донченко). И как, черт побери, такой наполненности внутренней жизни персонажей порой не хватает в больших драматических театрах!
интернет-издание «Летающий критик»
Постироничная «Серая радуга» независимого «Одного театра» из Краснодара, в которой Николай Русский выступил режиссером и автором текста, играет со стилевыми и художественными кодами советской эпохи. Формулой спектакля становится стихотворение Евгения Евтушенко о профессоре «в костюме и не модном и не новом». Исходное событие – факт из прошлого двух советских поэтов, очевидно, по приказу Сталина, в процессе сотворчества создавших уникальное природное явление – серую радугу. Пять молодых артистов с припорошенной «сединой» на волосах, во всеоружии характерных приемов, под пение птиц и шелест сосен, представляют советских стариков и их муз на номенклатурной даче. Но на самом деле артисты выполняют куда более сложные задачи, занимая метапозицию между «сказанием» и «игрой», между «игрой» и «присутствием». А спектакль становится сомнамбулической медитацией на тему старости и смерти, взывающей к архетипическому советскому полубессознательному. 

Татьяна Джурова

спектакль создан при поддержке Фонда Михаила Прохорова в рамках конкурса «Новый театр»

На странице использованы фотографии Анастасии Чалай