Театральная компания ЗМ

Вишневый сад

Независимый театральный проект, Санкт-Петербург
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2023 г. – «Лучший спектакль в оперетте-мюзикле», «Лучшая работа режиссера».

саундрама по мотивам пьесы Антона Чехова

Режиссер: Елена Павлова
Композитор: Екатерина Куличева
Художник: Светлана Тужикова
Художник по свету: Ольга Окулова
Видеохудожник: Михаил Иванов
Хореограф: Юлия Зайкова

Исполнители: Артем Казюханов, Игорь Дудоладов, Далер Газибеков, Полина Фетисова, Никита Брусов, Олеся Иванова, Дарья Стогова, Андрей Удалов, Ольга Таволжанская, Ангелина Кувшинова, Максим Левин, Булат Султанов, Виктор Мурашов, Лия Проскурякова, Дарья Попова, Мария Меледина, Дарья Бартольди, Михаил Бошин, Екатерина Куличева

Продолжительность 1 ч. 45 мин.


Возрастная категория 16+

Вишневый сад в нашем спектакле – это музыка. А мир спектакля разделен на две части: звучащих и незвучащих. Наша команда в этой работе говорит о невозможности понять друга и услышать другого человека; об эгоизме. К сожалению, понимания так и не происходит, поэтому все и теряют этот вишневый сад.

Елена Павлова
Персонажи разделены на две части, на поющих и нет. В царстве музыки оказывается семейство Раневской, помещик Симеонов-Пищик и гувернантка Шарлотта Ивановна, хотя с последней оказывается не все так просто. Среди делателей, то есть не поющих мечтателей – все остальные: Петя Трофимов, конторщик Епиходов, лакей Яша, Дуняша и, конечно, Лопахин. Совсем особняком обозначен Фирс, финальная реплика которого заменена трогательным соло на фортепиано.
«Незвучащие» герои комедии, конечно, не обходятся только суровой, хоть и чеховской, прозой. Они где-то подпевают, что-то пропевают, но всегда с иронией, всегда недобро, зачастую насмехаясь. Все красивости и прекраснодушности остаются в удел уходящему и обреченному дворянству с его неспособностью защитить и сохранить свой мир <…>
Разумеется, чеховская комедия сильно купирована, так как музыкальный материал развивается по своим законам темпа и ритма. Но создатели хотели придать «Вишневому саду» новую форму, и у них, вопреки ожиданиям, получилось. Ведь сколько раз мы могли наблюдать эксперименты над классикой даже в весьма именитых театрах. Но вслед за формой там менялся и смысл, и вместо хорошо знакомых произведений зритель видел лишь пародию на них. «Независимый театральный проект» подошел к делу бережно и взял высоту.
газета «Культура»
Действие начинается с гомона струнных, фортепиано, кларнета – оркестр настраивается перед увертюрой. Неожиданно все звуки выстраиваются в гармонию: первые герои уже на сцене. В этом коротком вступлении, в котором музыканты как будто играют каждый свое, не особо слушая друг друга, уже ощущается тот самый чеховский «коммуникативный провал». С момента прибытия Раневской и Ко музыка берет интонацию печали, сожаления и предчувствия большой утраты, и медленная, обреченная мелодия становится главной темой спектакля. Интонация отчаяния пропитывает даже внешне быстрый и веселый мотив, как в одной из самых ярких сцен спектакля – моменте ожидания результата торгов. Музыка здесь постепенно увеличивает темп, громкость и плотность, и герои, закрыв рты ладонями, танцуют как поломанные заводные игрушки, подчиняясь нарастающему темпу, танцуя в толпе, но в одиночестве.

интернет-издание «Театр To Go»

Елена Павлова режиссер с особым слухом, выразительным, чутким к интонациям и шуму времени, в каждой своей постановке изучает звучание спектакля – и в музыкальном, и в драматическом театре. «Вишневый сад» концептуально совмещает в себе драму и музыку – как две [ино]странности. Режиссер столкнула на одной сцене драматических артистов и вокалистов, разделив таким образом персонажей на два мира. Раневские, Гаевы, Шарлотты Ивановны изгнаны не только из своего детства, своего вишневого сада, своей страны, своей жизни, но изгнаны из своего языка, из своего оркестра. Они не способны выжить в новой реальности и в новом языке. Именно в этой постановке «Вишневого сада» так особенно зримо непонимание Раневской слов Лопахина, предлагающего решение. Это не простое нежелание слышать, и тем более не наивное непонимание. Лопахин стремится овладеть ее языком, стремится думать на иностранном для него музыкальном языке, вырывая из собственного горла звук, стремится словом проложить мост к ее реальности. Но разделяет их не мост-слово, а мост-музыка. Через эту бездну можно попробовать перекинуть тонкую нить – как Яша, неспособный звук создать, слушает чужую музыку в наушниках. Новая реальность это слова. Слова – это шум. Шум заглушает музыку. Музыку перед концом музыки. Струна, если натянуть ее слишком сильно, рвется, а если натянуть слишком слабо, не будет звучать.

Татьяна Круковская

На странице использованы фотографии Anastasia Blur