Театральная компания ЗМ

Лес. Ангелина

Независимый проект «Лес», Санкт-Петербург
Номинация на Премию «Золотая Маска» 2023 г. – «Лучший спектакль в номинации "эксперимент"».

часть спектакля-грибницы «Лес»

Автор и исполнитель: Ангелина Засенцева
Художественный руководитель проекта: Борис Павлович
Куратор: Юля Иванова

Продолжительность 1 ч. 20 мин.


Возрастная категория 18+

Изначально не было концепции и готовой идеи, как это обычно бывает. Мне просто нравилось носить полуфабрикаты. Маленькие фуськи, чпуньки, шутки, песни и рассказы о семье. Когда начинала заниматься «лесом» я часто вспоминала детство, свой поселок и то, что у друзей на моей улице и в школе были одинаковые семьи. С пьющими папами и грустными мамами. И это воспринималось, как норма.
Спустя несколько месяцев чтения работ Владимира Бибихина, обсуждений и этюдов, Борис Павлович попросил собрать кусочки в целое. Я собрала. Есть четкая конструкция, в которой истории дополняются или уходят. Но основа остается.
Важно, что «Лес. Ангелина» это не отдельный спектакль, а часть грибницы. Один из эпизодов альманаха под названием «Лес». Борис Павлович – мастер невидимой режиссуры, кажется, что он только говорит, но это не просто разговор. Борис создал проект, в котором я чувствую себя творцом в безопасной среде.

Ангелина Засенцева

«Лес. Ангелина» – это моноспектакль. Ангелина Засенцева – единственная актриса этой постановки – создала его полностью сама. Это история ее жизни, рассказанная на пределе искренности. Это перформативное существование, при котором человек равен себе. А камерное пространство бара усиливало впечатление. За основу Ангелина взяла книгу Владимира Бибихина «Узнай себя». Читая ее, она складывала себя из фактов и озарений.
Прочтение книги Ангелина чередует с описанием собственной жизни. Мы узнаем и про алкоголика и тирана отца, и про маму, которая для Ангелины лучший человек на свете. Следим за картой, по которой она перемещается из города в город, узнаем, на какую героиню она похожа, когда надевает очки, и любуемся ее двумя красными дипломами. Она говорит, что она недостаточно смелая, и делает это с огромной смелостью. И с течением спектакля ты сближаешься с ней все больше и больше, и вот она уже родной тебе человек, которым ты восхищаешься. А еще у нее совершенно потрясающее чувство юмора.
Перед нами пронеслась целая жизнь, захватив нас с собой. Мы услышали ответы, которые нашла для себя Ангелина, и задали великое множество вопросов самим себе.

интернет-издание «Трамплин»
По форме спектакль одновременно напоминает и стендап-выступление, и встречу философского ридинг-клуба. Ангелина – человек 26 лет, задающийся вопросами «Кто я?» и «Зачем я?» Ответы на них она ищет в трактатах философа Владимира Бибихина и в собственной истории: географии перемещений, корнях, родственниках – во всем том, что определяет жизнь каждого человека. Встреча Ангелины с самой собой, ставшая фактурой спектакля, – настоящее исследование, выполняемое актрисой с научной скрупулезностью. Через частное проявляется общее во всей его многогранной сложности: опыт Ангелины обнаруживает общие места с опытом любого человека, сидящего в зале, – за историей конкретного человека открывается история рода, народа, страны. Вместе с героиней зритель идет по пути попытки отрефлексировать собственную жизнь: трагическое перемешивается с комическим, философия с повседневностью. Спектакль создает для зрителя безопасное пространство доверия, в котором возможна встреча не только с другим, но и с самим собой.

Александрина Шаклеева

На странице использованы фотографии Александры Гуляевой