Театральная компания ЗМ

Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена

Театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2023 г. – «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа художника по свету», «Лучшая мужская роль» (Александр Новиков), «Лучшая женская роль второго плана» (Ольга Муравицкая), «Лучшая мужская роль второго плана» (Федор Федотов, Роман Кочержевский).

по мотивам романа Лоренса Стерна

Режиссер: Борис Павлович 
Перевод: Адриан Франковский
Сценография и костюмы: Мария Лукка и Александр Мохов 
Композитор: Роман Столяр 
Художник по свету: Стас Свистунович 
Видео: Игорь Домашкевич
Режиссер по пластике: Валентина Луценко

Артисты: Александр Новиков, Федор Федотов, Наталья Шамина, Роман Кочержевский, Ольга Муравицкая, Анна Гольдфельд

В спектакле звучат фрагменты произведений Леонида Аронзона 

Продолжительность 2 ч. 30 мин.


Возрастная категория 16+
В начале спектакля шесть персонажей в париках и костюмах по моде XVIII века сидят в ряд на стульях и смотрят в зал, некоторые в каком-то замешательстве оглядываются назад, точно не понимают, как они попали на сцену. За их спинами – подчеркнуто плоский театральный портал здания с несколькими арками и галереей наверху, за ним по театральному небу поспешно бегут театральные облака, иногда восходит театральное светило.
<…> точка сборки – это рассказчик, Тристрам (Александр Новиков), рассказывающий историю человека, который не может описать себя и изложить свою историю; человека на ветру времени. И ветер в спектакле тоже есть: безличная сила завывает, шумит где-то за театральными руинами, а люди, упираясь, пытаются брести наперекор ей, против ветра.
Свидетель (случившихся не с ним событий) и коммуникатор, выходящий на общение с залом, потому что для своих родных не рожденный еще Тристрам – человек-невидимка, если в первой части спектакля Александр Новиков еще как-то волеизъявляет авторские намерения, то во второй кажется, что и герой, и режиссер полностью выпускают нити управления историей из своих рук. И песни, и стихи ленинградского поэта-авангардиста Леонида Аронзона «За пустотою пустота», которые декламирует Новиков, не только выполняют функцию зонга, но и становятся личным оммажем режиссера, продолжающего свою игру с философской поэзией XX века, с обэриутской традицией. Они низачем, они просто есть как попытка засвидетельствовать себя и чью-то короткую жизнь, запечатлеть страх и непонятность этого мира.

интернет-издание «Летающий критик»

Предложить театру великий роман Лоренса Стерна мог только очень умный, образованный, чуткий к красоте литературного слова и философской мысли режиссер. Сделать это изящно, с неповторимой иронией, идущей от автора, мог только тот, чей режиссерский слух тонок, слог поэтичен, глаз обладает художественной зоркостью, а руки, которые пишут на сцене театральный текст, похожи на руки музыканта. Ведь неслучайно Стерн называл свой роман «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» рапсодическим произведением. Стерн употреблял слово «рапсодический», имея в виду пестроту и разносоставность своего романа, сшитого из отдельных, самостоятельных, иногда совершенно абсурдистских кусков, так как слово «рапсод», согласно античному толкованию, означает «сшиватель песен».
Причудливый роман Стерна, рассказывающий о жизни Тристрама Шенди, начинается с момента его зачатия и заканчивается девятой книгой, когда Тристрам достигает возраста пяти лет. Нелинейность сюжета дает возможность автору постоянно отвлекаться, комментировать события, беседовать с читателями на посторонние, часто забавные, парадоксальные темы. Режиссер Борис Павлович сложил остроумный, сложносочиненный «рапсод», включив в действие живую стилизованную барочную музыку, сохраняя изящество замысла и необычность формы, которая в свое время произвела революцию в мировой литературе. Это чистая театральная радость, где зрителя, любящего умный современный театр, бережно относящийся к литературным  прелестям и особенностям первоисточника, радует буквально все: Стерн, которого не стоит забывать за его выдающиеся литературные и интеллектуальные достоинства, актеры, виртуозно исполняющие свои партии (тут вполне уместно употребить музыкальную терминологию), художники, создавшие на сцене замечательную игровую театральную среду, и режиссер, подаривший нам историю жизни героя и свое художественное мнение о его «мнениях».

Ирина Кузьмина

На странице использованы фотографии Юлии Кудряшовой