Театральная компания ЗМ
Леош Яначек

Енуфа

Мариинский театр, Санкт-Петербург
Премия «Золотая Маска» 2008г. - «Лучшая работа художника в музыкальном театре», «Лучшая женская роль»(Лариса Гоголевская)
Номинации на Премию «Золотая Маска» - «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая женская роль»(Ирина Матаева)
опера в трех действиях



Либретто: Леош Яначек по драме Габриэлы Прейссовой



Музыкальный руководитель и дирижер: Валерий Гергиев

Режиссер: Василий Бархатов

Художник: Зиновий Марголин

Художник по свету: Глеб Фильштинский

Художник по костюмам: Мария Данилова

Главный хормейстер: Андрей Петренко

Дирижер сценического оркестра: Алексей Репников



Артисты: Лариса Гоголевская, Ирина Лоскутова, Ирина Матаева, Татьяна Павловская, Йорма Сильвасти, Максим Аксенов, Сергей Семишкур, Олег Балашов, Анна Кикнадзе, Александр Герасимов, Елена Витман, Татьяна Кравцова, Андрей Спехов, Лия Шевцова, Ольга Легкова, Ангелина Дашковская, Ольга Маркова-Михайленко



Продолжительность 2 ч. 50 мин.



Фотографии © Наталья Разина
«Енуфа» как драма места. Сжатое пространство, зависшее где-то во вселенной: черное мертвое небо, внизу изолированный остров органической жизни – огороженный и освещенный большими прожекторами двор. Жесткий искусственный свет, но нет истинного тепла, нет радости, нет и не может быть счастья.
газета «Время новостей»




Есть истории, которые могут происходить когда и где угодно. Но существуют сюжеты, категорически невынимаемые из обстоятельств христианской морали. Такова «Енуфа» – вне понятий греха и покаяния она невозможна, как невозможна без них «Гроза» Островского, по которой Яначек написал другую свою знаменитую оперу, «Катю Кабанову». Только глубоко религиозное мироощущение всего общества может породить мысль о позоре столь невыносимом, стигматизации столь необратимой, что искупить их, спастись можно, лишь утопив младенца или бросившись в Волгу самой.

Вообще, опера сейчас институционализирует трагедию в современной культуре, где любые слова настолько девальвированы, что, не будучи подкреплены музыкой, неизбежно звучат фальшиво. А ведь трагедия весьма полезна для публики, ждущей исключительно уютных буржуазных удовольствий. Новых для себя названий она знать не хочет, к слушательскому и зрительскому душевному труду не готова. Тем большего уважения заслуживает театр, имеющий смелость настаивать на своих просветительских репертуарных решениях.
газета «Ведомости»