Театральная компания ЗМ
Дмитрий Шостакович

Леди Макбет Мценского уезда

Театр оперы и балета, Новосибирск
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2008г.- «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа дирижера», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника в музыкальном театре», «Лучшая мужская роль» (Олег Видеман)
первая редакция оперы



Либретто: Александр Прейс и Дмитрий Шостакович по Н.С. Лескову



Музыкальный руководитель и дирижер: Теодор Курентзис

Режиссер-постановщик: Генрих Барановский

Художник-постановщик и художник по свету: Павел Добжицкий

Балетмейстер, режиссер по пластике: Сергей Грицай

Хормейстер-постановщик: Вячеслав Подъельский



Артисты: Шагдар Зондуев, Фарит Хусаинов, Ольга Орловская, Олег Видеман, Евгений Козырев,
Людмила Куделина, Андрей Триллер, Николай Лоскуткин, Николай Вайгант, Евгений Икатов, Сергей Ковалев, Александр Щекатурин, Сергей Захаров, Андрей Алексеев, Алексей Лаушкин, Владимир Бессребреников, Роман Михайлов, Татьяна Горбунова, Александр Усанов, Ольга Колобова



Продолжительность 3 ч. 35 мин.
Фотографии © Евгений Иванов
Шостакович не случайно выбрал такой сюжет, как «Леди Макбет». Он выбрал его, чтобы уйти от тенденций русского авангарда, сюрреализма, футуризма, которые он использует в «Носе», где существует очень сильный резонанс с тем, что творится вокруг, если помнить о том, что в это же время живут Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Александр Родченко, Всеволод Мейерхольд. «Нос» – очень актуальное гротескное советское сочинение.

А «Леди Макбет» – совершено не советская опера в том смысле, что не совпадает с теми линиями советской стилистики, которые существовали ранее. В ней создается новая эстетика, которая должна была бы стать эстетикой советского экспрессионизма военного и послевоенного времени, потому что тот поворот событий, который последовал после 1936 года, Шостакович, конечно, не мог предположить. Это мы прекрасно видим в другом его шедевре, Четвертой симфонии – что он совершенно по-другому планировал свое авторское будущее. И «Леди Макбет» очень хорошо это показывает. В некоторых картинах мы можем увидеть того Шостаковича, которого мы знаем по «Носу», но, тем не менее, здесь он уже другой человек. Он принял решение совершить свой поворот в искусстве.

Но в то же время в «Леди Макбет» нет особых революционных намерений – Шостакович ставит перед собой другую задачу: «просветить рентгеном» человеческую душу. Он делает рентген как советской, так и «старой» России и обнаруживает удивительную вещь: все люди одинаковые, на рентгене все – скелеты. И совсем не важно, рассматривать их с точки зрения старой эстетики или метаязыка Серебряного века, приемов авангарда, футуризма… – итог все равно будет один и тот же. Поэтому и финал оперы довольно традиционен, мы слышим там вечные человеческие мотивы, которые рассыпаются и теряются в тумане больших просторов.

Все герои Шостаковича: Малер, Берг, Бах, «Poesie-charmes» Серебряного века, фокстроты, кино-театрально-музыкальная атмосфера 20–30-х годов – все, что он вмещает в «Леди Макбет», он использует для исследования анатомии человеческого духа.

Поэтому Шостакович в своей музыке говорит правду о людях, о своем времени – мы могли бы восстановить атмосферу 20–30-х годов только по этой опере, он говорит правду обо всех тенденциях современного искусства, о новых направлениях композиции, о своих предках и потомках. «Леди Макбет Мценского уезда» – наверное, единственная русская опера XX века, которая говорит правду.
Теодор Курентзис