Театральная компания ЗМ
Родион Щедрин

Анна Каренина

Мариинский театр, Санкт-Петербург
Премия «Золотая Маска» 2011г. - «Лучшая женская роль» (Екатерина Кондаурова)
Номинация на Премию - «Лучший спектакль в балете»
балет в 2-х действиях по роману Льва Толстого



Музыкальный руководитель: Валерий Гергиев

Хореография: Алексей Ратманский

Декорации и костюмы: Микаэль Мельбю

Художник-видеографик: Уэндэл Харрингтон

Художник по свету:Йорн Мелин
Драматургическая концепция: Мартин Тюлиниус



Постановка Польской национальной оперы (Театр Wielki, Варшава)

При поддержке Deutsch-Russische Balletstiftung


Продолжительность 1 ч. 50 мин.



фотографии Натальи Разиной


Это балет, убежденно задуманный и убедительно сочинен¬ный именно для массового зрителя и массового успеха. Но, подчеркнем, хороший балет для массового зрителя. С ясными характерами, интеллигентной осанкой, четким сюжетом, открытыми эмоциями. Лев Толстой, конечно, в качестве балетного либреттиста – та еще фигура. Великий старец балет люто ненавидел – за условность, за ноги в трико, за эротичность. И вот вам месть под видом исторической справедливости: треугольник «жена-любовник-поезд» складывается в идеальную балетную мелодраму. ¬Ратманский ставит ее честно и не лукаво. Смотришь и диву даешься: как Ратманский умеет оформлять эту старинную мелодраматическую, почти наивную искренность безупречно современными танцевальными стихами.


журнал «Афиша. Санкт-Петербург»





Ратманский поставил абсолютно европейское, несколько дистиллированное зрелище. Трехактная партитура Щедрина сжимается до двух. События толстовского романа здесь спрессованы в дайджест, на рефлексию, эмоциональную оценку времени остается совсем чуть-чуть. Действие движется кинематографической сменой картин, без пауз, благодаря несменяемой сценографической конструкции. Задник и боковые кулисы становятся единым экраном для проекций, обозначая место действия: вокзал, дом Карениных, жилище Вронского, ипподром, итальянское путешествие. Впрочем, без особой достоверности, предполагая скорее обобщенный образ.

Все герои изъясняются по-старинке пантомимой, а главные герои – Анна, Вронский и Каренин – индивидуально «прописаны» танцем. Хореография от Ратманского, как всегда, изобретательна, есть изысканные мизансцены, позировки главной героини заставят вспомнить незабываемую Анну–Плисецкую.

Одна из главных сцен и впечатляющий образ спектакля – железнодорожный вагон, стремительно несущийся и словно затерянный в снежном мареве.

В принципах интерпретации, в том числе и большой литературы, современный театр как норму принимает любое приращение смысла, свой взгляд. Так было при первом рождении балета «Анна Каренина»: у Щедрина и Плисецкой тема рока, трагических снов и предвидений становилась важнейшей, прослаивая реальную фабулу. При этом тонко рифмовалась с цитируемой музыкой Чайковского. Ратманский словно специально отходит в сторону: никого не обличает и не оправдывает, пороки не бичует. Хореограф-интеллектуал обнаженных эмоций избегает. Он просто рассказывает историю, без подтекстов и аллюзий.


«Российская газета»











Сочиненный Алексеем Ратманским для Датского королевского балета в Копенгагене и совершивший путешествие по некоторым европейским сценам балет Щедрина «Анна Каренина» появился и в России. Действие спектакля движется кинематографической сменой картин, без пауз, благодаря несменяемой сценической конструкции: на задник и боковые кулисы транслируются пейзажи и интерьеры, обозначая место действия, вот вокзал, дом Карениных, жилище Вронского, итальянское путешествие. Впечатляющий образ – стремительно несущийся и словно затерянный в снежном мареве железнодорожный вагон (в натуральную величину!). Хореография от Ратманского как всегда изобретательна, есть несколько изысканных мизансцен, позировки главной героини заставят вспомнить незабываемую Анну – Майю Плисецкую. Титульную роль в Мариинском театре на премьере танцевали главные примы, Диана Вишнёва и Ульяна Лопаткина, но на «Золотую Маску» номинированной оказалась звезда восходящая – Екатерина Кондаурова.

Лариса Барыкина




«Анна Каренина» – абсолютная бомба сезона.

Во-первых, это «новый Ратманский», на которого публика сбегается в любую погоду: Ратманский может быть неудачным, но неинтересным – никогда.

Во-вторых, в данном случае Мариинский театр исключил все риски. «Анна» не только не нова, но даже уже и хорошо обкатана. Ратманский поставил ее для Датского королевского балета еще в 2004 году. И за шесть лет балет превратился в европейский хит, прописавшись, например, в таких профессионально и психофизически разных труппах, как варшавская и хельсинкская.

В-третьих, Ратманский здесь снова ставит Родиона Щедрина – композитора, как оказалось, стопроцентно соответствующего его молекулярному составу.

В-четвертых, Ратманский в «Анне» не то что не экспериментирует, а прямо – «дает кассу». Это балет убежденно задуманный и убедительно сочинен¬ный именно для массового зрителя и массового успеха. Но, подчеркнем, хороший балет для массового зрителя. С ясными характерами, интеллигентной осанкой, четким сюжетом, открытыми эмоциями. Лев Толстой, конечно, в качестве балетного либреттиста – та еще фигура. Великий старец балет люто ненавидел – за условность, за ноги в трико, за эротичность. И вот вам месть под видом исторической справедливости: треугольник «жена - любовник - поезд» складывается в идеальную балетную мелодраму. Ратманский ставит ее честно и не лукаво. Смотришь и диву даешься: как Ратманский умеет оформлять эту старинную мелодраматическую, почти наивную искренность безупречно современными танцевальными стихами.
Ну и в-последних, Ульяна Лопаткина, Диана Вишнева, Екатерина Кондаурова получили долгожданный текст, который способен раскрыть по-разному столь непохожих друг балерин. А балетоманам – дать насладиться замечательными, умными и темпераментными танцующими актрисами: то есть заняться тем, что им положено со времен Толстого.

Говоря короче, на русской сцене последних двух десятилетий еще не появлялось столь убедительного хита.

журнал «Афиша. Санкт-Петербург»