Театральная компания ЗМ

Пресса

8 апреля 2011

Лицо массы

Анна Галайда | Ведомости


"Следующий" приехал в Москву уже в статусе финалиста «Золотой маски» — он претендует на победу как лучший спектакль и лучшая работа балетмейстера. Челябинский театр, известный за пределами родного города практически как авторский коллектив Ольги Пона, несколько лет назад вошел в узкий круг российских компаний, получивших европейский грант на проект Introdance. Он предполагал, что российские ноги (т. е. танцовщики отечественных компаний) будут совмещены с европейским разумом (постановщиками), в результате чего возникнут плодотворные и неожиданные идеи, на скудость которых давно жалуется хореографический мир. Но большинство участников Introdance то ли не углубились в наши проблемы, то ли нырнули в них слишком глубоко — и не вызвали сочувствия зрителей. Наиболее восприимчивым оказался баск из Испании Асьер Забалета: его спектакль «Следующий» сконцентрирован на общей болевой точке — в нем люди с экрана (хореограф обильно использовал проекции) сливаются с танцовщиками на сцене, образуя массу, однородную и вязкую. Индивидуальность чувствует себя в их мире неприкаянной, что подчеркнуто словесным монологом, который вынуждена вести танцовщица на сцене в то время, когда окружающие проходят мимо нее пляшущим шагом.

«Пунктиры» Ольги Пона представлены в упаковке, значительно отличающейся от варианта Забалеты: вместо проекций — ровный льющийся свет и пустая сцена, вместо ярких выходных платьев — бытовая униформа маек, футболок и штанов. Хореограф, в мельчайших подробностях знающая возможности каждого из своих танцовщиков, создает не столько монологи и диалоги, сколько портреты пластически неповторимых людей, которые сбиваются в безликую массу. В спектакле занят весь состав труппы — 13 уникально тренированных для отечественного танцевального пространства исполнителей: потребность высказаться на выбранную универсальную тему есть у каждого. И пластика оказывается более многообразна и достоверна, чем слова. Однако это те сильнодействующие средства, которые нужно применять с осторожностью. Передоз откровенности оказывает противоположное действие — длящиеся час излияния шпагатов и зависаний на партнерах вниз головой превращаются в самую страшную искусственность, от которой и прячется в майках и кроссовках современный танец.


оригинальный адрес статьи