Театральная компания ЗМ

Пресса

13 апреля 2011

Цеховая волчья хватка

Павел Ященков | Московский комсомолец

Здесь и в самом деле функционировало когда-то фабричное производство, в одном из заброшенных цехов которого теперь Актовый зал - «Центр современного танца и Перформанса» или попросту говоря ЦЕХ. Это логово российского contemporary dance. Именно тут проходят все основные акции актуальной хореографии – модного направления декларирующего «освобождение от условностей балетного театра и слияние танца с жизнью».


Танец с жизнью в стенах этого, довольно тесноватого, бывшего заводского помещения взаимодействует нередко самым буквальным образом. Если «Mirliflor» - название недавней премьеры, номинируемой сейчас на «Золотую маску», в переводе с латинского означает "аромат тысячи цветов", то почувствуем мы не сказочное благоухание экзотических первоцветов, а попадем скорее в «атмосферу коммунальной кухни, или какого другого затхлого тесного мирка», как и предуведомляется в анонсе.

Перед зрителем черная коробка замкнутого сценического пространства. Задействованы стол, стул и четыре человека – двое мужчин и две женщины, которым ради лабораторного эксперимента на фрейдистский манер и суждено «вступать в отношения самого разного свойства». Отношения эти между парами танцовщиков действительно своеобразные.

Сначала они под угрожающую, а потом заунывную музыку просто сидят за столом. Затем различными способами производят с ним разнообразные манипуляции, стул при этом странным образом остается практически никак не задействованным. Он стоит в сторонке и на нем мирно висит снятый одним из артистов пиджак. Стол же артисты периодически взваливают на закорки, приспособив там же и своего партнера. То лежат друг на друге, поместив его ножками вверх – как разделяющее между собой пространство. То наваливаются на него кучей малой, после чего молодой парень стаскивает безучастно повисшие тела на пол, производя над ними воображаемые действия сексуального характера.

Персонажи ссорятся, толкаются, кричат, раздают подзатыльники. В редкие моменты примирения, впрочем, проявляют и нежность: машут один другому ладошкой, танцуют вихляя бедрами. В общем, выпускают наружу свои потаенные желания и «животное начало», проявляя всю гамму чувств от симпатии до ненависти, которые и должны обнаружить по мысли доморощенных фрейдистов запертые в закрытом пространстве подопытные. На уровне хореографического взаимодействия танцовщики проделывают друг с другом то, что принято называть «контактной импровизацией» и «актуальной хореографией». Из переработанных импровизаций артистов на заданные темы, в которых испытуемые порой доходили «до потери человеческого облика» (одна из импровизаций по признанию хореографа условно именовалась «волк в человеческом обличье») и составила свою работу прошедшая обучение в бежаровской «Мудре» бельгийка Карин Понтьес. Спектаклей такого рода в contemporary огромное количество, и почему свой взор масочные эксперты направили именно на этот, можно понять. В бесконечной череде наскоро сколоченных и похожих друг на друга опусов, показанный, может сойти и за оригинальный - с кое-где пробивающимся хореографическим рисунком и даже мыслью.



Выдвинутый на золотомасочную премию в двух номинациях (как лучший современный спектакль и как лучшая работа хореографа), создан «Mirliflor» костромской компанией «Диалог Данс» как ко-продукция с зарубежным хореографом в рамках российско-европейского проекта Intradance. Работу прокатили недавно на Фестивале театров танца ЦЕХ`10. Статус любопытного образца «международного сотрудничества», что имеют в этом году все номинированные на «Маску» современные танцевальные проекты, видимо, в конечном итоге и решил дело. Поскольку для того чтобы танцевать эту немудреную хореографию «академиев» заканчивать не надо, в исполнительских номинациях танцовщики задействованы не были.





оригинальный адрес статьи