Театральная компания ЗМ

Пресса

16 апреля 2011

«Золотые маски» поделили театры Москвы и Санкт-Петербурга

Ольга Романцова | Газета

В Гостином дворе состоялась семнадцатая торжественная церемония вручения призов фестиваля «Золотая маска». Лидерами фестиваля стали спектакль «Изотов» Александринского театра и опера «Воццек» Большого, получившие по две «Маски». В номинации драматического театра большинство наград досталось постановкам из Москвы и Санкт-Петербурга. Это, по мнению председателя жюри, объясняется нелегкой жизнью провинциальных театров.


На этот раз церемония «Золотой маски» напоминала вручение кинопремии. Фестивальная дирекция во главе с Марией Ревякиной решила не показывать театрализованного действа, а просто наградить лауреатов. Зрительный зал был похож на длинный прямоугольник. К сцене, где вручали «Маски», вела красная ковровая дорожка. По ней, как по ковровой дорожке кинофестиваля, лауреаты под звуки Президентского оркестра РФ шли к сцене. Все происходящее на ней, транслировалось на экраны, висящие вдоль зрительских мест.

Несмотря на длинный список номинантов, награждение длилось чуть больше 2-х часов. Ведущие Инга Оболдина и Анатолий Белый не произносили лишних слов, награждающие и лауреаты говорили выразительно и кратко. Пространнее всего благодарили жюри иностранцы— представители режиссеров и хореографов, которые получили «Маску», но по разным уважительным причинам не смогли присутствовать на церемонии.



Спектакли— лидеры

Награды за драматические спектакли, режиссуру, женскую и мужскую роли и работу художника поделили между собой театры Москвы и Санкт-Петербурга. Приз за лучший драматический спектакль большой формы получил «Дядя Ваня» театра имени Вахтангова (режиссер Римас Туминас), приз за лучший драматический спектакль малой формы— «Триптих», поставленный Петром Фоменко в его «Мастерской». Еще в ноябре 2010 года, когда были объявлены номинанты фестиваля, GZT.RU называл оба спектакля главными претендентами на победу.



«Я болел за „Триптих“. Судьба пушкинских „Маленьких трагедий“ (в сценическую композицию „Триптиха“ входит „Каменный гость“, GZT.RU), в театре горемычна даже в самые лучшие времена. Даже в Художественном театре, когда Дон-Гуана играл Василий Качалов, „Каменный гость“ не получился. Фоменко попытался найти единственно верный, на мой взгляд, подход к Пушкину. В его спектакле актер существует одновременно и в тексте, и вне текста. Он и играет, более или менее вживаясь в образ, и вместе с тем, будто оказавшись чуть в стороне, слушает, как звучат пушкинские стихи.»— рассказал GZT.RU председатель жюри драматического театра профессор РАТИ, доктор искусствоведения Алексей Бартошевич.

Режиссер «Дяди Вани» Римас Туминас, получая «Золотую маску» за лучший спектакль, пригласил на сцену всех актеров и участников спектакля, сидящих в зале. Сергей Маковецкий, сыгравший дядю Ваню, говорил со сцены о том, что актеры «счастливы играть „Дядю Ваню“.

Лучшие актеры и режиссеры

Приз за лучшую женскую роль получила Ольга Яковлева— актриса и муза легендарного Анатолия Эфроса. Все зрители, видевшие спектакль «Обрыв» в МХТ имени Чехова, где Яковлева сыграла Бабушку, запомнили глаза ее героини.






Приз за лучшую мужскую роль получил молодой Игорь Гордин, известный не только своим талантом, но и незаурядным трудолюбием. Он получил «Маску» за главную роль в спектакле «Кроткая», был номинирован за еще одну роль— Язона в «Медее». С начала нынешнего года актер сыграл в спектаклях «Калигула» Театра Наций и «Пять вечеров» Мастерской Петра Фоменко.

Лучшим режиссером признан Андрей Могучий, которого критика не зря называет «самым бурным и непредсказуемым». Он награжден «Маской» за спектакль Александринского театра «Изотов», который наполнен фокусами и напоминает фантастический фильм. Над сценой летают люди и ангелы, на сцене появляется говорящая голова героини Лизы (безголовое тело в этот момент сидит на заднике), а чтобы сменить место действия, достаточно сдернуть с декорации закрывающую ее простыню. «Золотой маской» награжден и художник этого спектакля Михаил Шишкин.

Жюри, по словам работавшем в нем доктора наук, театрального критика Ольги Егошиной, в нынешнем году было «очень толерантное». «Редко попадаешь в компанию людей, которые умеют уважать мнение друг друга, не делая из этого никаких выводов и не переходя на личности. Если бы в жюри работала я одна, наверное, список лауреатов выглядел бы по-другому. Но ни за одно решение я не краснею»,— добавила Егошина.




Спецпризы и аутсайдер

Провинциальным театрам достались спец-призы жюри. Их получили Анастасия Светлова за роль Катерины Ивановны в одноименном спектакле Театра драмы им. Волкова из Ярославля и спектакль «Экспонаты» драматического театра из Прокопьевска, впервые приехавшего на «Маску».

«В спектакле „Экспонаты“ есть живая жизнь, нерв, ощущение того, что актеры говорят зрителям какие-то очень важные вещи»,— пояснил решение жюри Алексей Бартошевич.

Аутсайдером церемонии стала номинация кукольного театра. Жюри не обнаружило достойных претендентов на «Маску» за лучшую работу актера и режиссера театра кукол, и никого не наградило.




Михайловский театр выходит из тени

В нынешнем году редко исполняемых в России опер в номинации оперный спектакль было гораздо больше, чем обычно. Награды поделили между собой Маринка и Большой театр. Лучшим оперным спектаклем жюри признало «Женщину без тени» Рихарда Штрауса из Маринки. Лучшим дирижером и режиссером стали Теодор Курентзис и Дмитрий Черняков, поставившие в Большом оперу Албана Берга «Воццек». Оба, поднявшийсь на сцену, благодарили исполнявших оперу певцов: Марди Байерс, Георга Нигля и Максима Пастера.

Впервые заявил о себе Михайловский театр. «Маску за лучшую мужскую роль в опере получил Нил Шикофф за партию Элеазара в „Иудейке“. Лучшей исполнительницей женской роли стала молодая Елена Жидкова, отлично спевшая непростую партию Юдит в опере „Замок Герцога Синяя Борода“ в Маринке.

Оправдался еще один прогноз GZT.RU. «Маску» за лучшую женскую роль в балете получила Екатерина Кондаурова. Ее Анна в балете «Анна Каренина» стала чувственной, страстной и очень импульсивной.




Лучшим спектаклем признан вечер балетов Иржи Килиана «Маленькая смерть. Шесть танцев», поставленный мэтром в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Эти балеты уже завоевали немало европейских и мировых призов.

Нелегкая жизнь провинции

То, что «Золотые маски», за исключением спец-призов жюри, разделили между собой московские и санкт-петербургские театры, связано, по мнению Алексея Бартошевича, с тем, что «театр в провинции сейчас живет нелегко».

«Театры живут в унизительном и нищенском состоянии, мы даже не всегда понимаем, насколько плохо им приходится в провинции. Они приезжают в столицу раз в год, на „Золотую маску“. Сюда собирают все лучшее, что можно собрать. Но обыденная жизнь театров чудовищно трудна»,— добавил он.

Председатель жюри отметил, что в провинциальных спектаклях, участвовавших в конкурсе «Золотой маски» было много «прекрасных актерских работ» и «интересных находок».







оригинальный адрес статьи