Театральная компания ЗМ

Пресса

24 апреля 2012

Еще раз про «Золотую Маску»

Павел Руднев | Livejournal.com

Одна газета попросила у меня комментарий, а потом его не опубликовала. Публикую здесь.

Как оцениваете программу этого года в сравнении с несколькими предыдущими годами?

Конкурсная программа «Золотой Маски» отражает реальную картину театрального сезона: в этом смысле она зависит от усердия, вкуса и коллективного решения экспертного совета, но, прежде всего, от самого сезона: будет ли он урожайным. Чем дольше занимаешься театром, тем больше понимаешь, что и событийность в театре также работает по законам этногенеза: периоды пассионарности и гомеостаза сменяют друг друга вне какой-то бы то ни было логики. То густо, то пусто. «Маска» 2012 года, по-моему, в картине сложившейся театральной реальности мало что меняет: в лауреатском списке величины театра скорее всего могут только подтвердить свои статусы. Другое дело, что несколько лет назад фестиваль сделал крутой и очень правильный вираж: появилась офф-программа. И она тут же увела гипертрофированно повышенный интерес к конкурсу в сторону не идеи соревнования, а идеи ярмарки театра, выставки достижений. «Маске» всегда вредил излишний перфекционизм: гонка за лучшим, еще более лучшим. Это перфекционизм тем более абсурден, когда на чаше весов две неравновеликие единицы: столичный и провинциальный театры. Существование офф-программы (и её разветвленность) делают фестиваль не набором образчиков, но срезом сезона; не вип-зоной, но социологией театра.

Какой театр, спектакль, режиссер или актёр стали открытием на этот раз?

Эта ситуация не только этого сезона, но я бы говорил об отрадных изменениях в кукольном жанре, о том, что происходят интересные процессы в этом, казалось бы, традиционном и часто забываемом «малом» виде театре. Если раньше кукольный театр часто оказывался инновационным только тогда, когда брался за взрослый репертуар, то теперь заметны проблески в искусстве для детей: для определенного числа художников детский театр не является метафорой легкого и гарантированного заработка. В кукольном театре появились интереснейшие процессы, связанные в основном с синтетическими формами театра: соединение кукол и театра художника, беспредметный театр кукол, видеодекорации, монтаж анимации и живого действия, кукольные оперы и т.д. Кроме того, сегодня в театре кукол доминирует, как это ни странно, именно художники-сценографы, а не режиссеры, создающие целые фантастические миры, как это произошло во всех трех номинантах этого года: в челябинском «Кролике», в петербургской «Алисе» и петербургском же «Колобке»

Об этом много говорят, но всё же: есть ли тенденции у Фестиваля и каковы они сегодня?

Тенденция есть одна и очень важная: российский театр (и фестиваль это показывает) постепенно отказывается от программного желания не замечать реальности. Событийными оказываются работы острые, политические, говорящие о психозах и комплексах современного человека, о выживании, ставящие зеркало перед реальностью. Театр все вернее и вернее становится не формой ностальгии и «культурного досуга», а частью общественных настроений. Театр помогает национальной самоидентификации, и именно в провинции, где появилось очень мощная и точная репертуарная линия: линия спектаклей о локальных проблемах, о себе, о городе, о местных легендах и субкультурах. В театр России вновь возвращается функция консолидации общества.

За последние несколько лет случались для вас нежданные лауреаты? Приведите, пожалуйста, пример.

Из последних неожиданностей - это, конечно, справедливое, но смелое, рискованное решение жюри отметить радикальный спектакль «Жизнь удалось» по радикальной непозитивной пьесе Павла Пряжко негосударственного, оппозиционного Театра.doc.

Что для Фестиваля главное - выявить лучших из лучших или предоставить возможность публике увидеть всё многообразие театра в России?

Хотелось бы второго. Мне всегда казалось, что «Золотая маска» — прежде всего механизм поддержки регионального театра, уравновешивающий две неравновеликие силы: столичный и провинциальный театр. Именно в этой дуге, на границе неимоверного усилия одних и лопающегося самодовольства других, заключена интрига фестиваля. Для провинциального театра, который явно в очереди за наградами - по естественной причине в хвосте, важнее «Маска» как срез театра, где представлены не величины, а тенденции.



оригинальный адрес статьи