Театральная компания ЗМ

Пресса

6 апреля 2007

Отпетые участники

Сергей Ходнев | Коммерсант

С точки зрения оперных спектаклей сроки нынешней "Золотой маски" выглядят особенно эластичными – невзирая на официально заявленные даты, спектакли-номинанты фактически начали показывать в Москве в декабре прошедшего года. Однако фатальный срок подведения итогов никуда при этом не сдвинулся, так что на последнюю неделю "Маски"-2007 пришлись чуть ли не все самые интересные спектакли конкурсной программы.


Первый – московский: дань юбилею Моцарта от Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, где тамошний худрук Александр Титель выбрал для постановки "Cosi Fan Tutte", то есть, в вынужденно неуклюжем русском переводе, "Так поступают все женщины". С некоторой долей бравады петь ее поручили вовсе даже "зеленой" молодежи. То есть налицо была ситуация, когда ручаться за результат совсем сложно. Что ж, тем более оптимистичным он выглядит. Крепкая и добротная работа оркестра под управлением Вольфа Горелика и отлично спетые партии главных героев – только одна из его приятных сторон. Вторая – сам спектакль, дерзкий, смешной, неожиданно искренний и свежий. Действие перенесено в полевой госпиталь, развернутый где-то полвека назад в некоей условной Азии (бамбуковая роща плюс нехитрый госпитальный антураж и составляют визуальный ряд), сестры Фьордилиджи и Дорабелла превратились в медсестер, а офицеры Феррандо и Гульельмо (вместе со "злым гением" Доном Альфонсо) – в мающихся скукой выздоравливающих летчиков. Самое забавное, что веселая рокайльная безнравственность оперного либретто от всего этого ничуть не пострадала – хотя небольшую толику назидательности (тоже, впрочем, шутливой), как следует из финала спектакля, режиссер все-таки имел в виду.



Два оставшихся провинциальных спектакля различны настолько, что в разнице их усматриваешь даже нечто поучительное. Оба – оперы Верди, причем известные. Одна из них – "Риголетто" в постановке Ростовского театра оперы и балета, спектакль, который наверняка прольет бальзам на душу сторонников традиционного оперного театра своей пышной костюмностью, истовой серьезностью, ну и, как водится, некоторой статичностью. Вторая работа – "Бал-маскарад", поставленный в Уфе немцем Уве Шварцем, который, похоже, решил всерьез прописаться в башкирской столице: это уже вторая из тамошних его работ, номинирующихся на "Золотую маску". Ухватившись за "американскую" тему (по цензурным соображениям либреттисту Верди пришлось сделать главным героем вместо шведского короля Густава III английского губернатора штата Массачусетс), режиссер вывел на сцене иронически поданный быт американского истеблишмента – с гольфом, шезлонгами и ток-шоу. Получилось не то чтобы очень оригинально, но во всем этом столько трогательной культуртрегерской заботы о всемирной популяризации современной оперной режиссуры, что даже жалко было бы не увидеть этот "Бал-маскарад" среди нынешних номинантов.


оригинальный адрес статьи