Театральная компания ЗМ

Пресса

24 февраля 2014

15 главных событий «Золотой Маски»

Алексей Киселев | Журнал «Афиша»

Самый масштабный театральный фестиваль страны продлится почти два месяца. В программе — лучшее из прошлого сезона — от кукол до балета, бенефис новой пьесы, «Детский Weekend» и лучшие зарубежные постановки из США, Израиля и других стран.

«Лед»

Национальный театр, Варшава

Варшавская премьера Богомолова по Сорокину

Новый спектакль самого одиозного московского режиссера по роману не менее одиозного современного писателя. Закономерно: еще до варшавской премьеры, случившейся сразу после громкого выпуска «Карамазовых» в МХТ, Богомолова единогласно окрестили театральным Сорокиным. Но в отличие от китча и претенциозности московских спектаклей, «Лед» явил собой образец чуть ли не медитативного литературного театра. Размеренное повествование о голубоглазых молотобойцах и «мясных машинах» с обилием ненормативной лексики и всяческих непотребств идет от лица полулежащих на кушетках артистов.


«Национальный план развития»


Театр Dirty Deal, Рига

Гражданский перформанс независимого латвийского театра

Спектакль-лекция на основе официального плана национального развития Латвии 2014–2020-х годов. Молодой человек, к политике отношения не имеющий, честно пытается разобраться в устройстве государственной машины и уяснить свою роль в формировании истории. За ответами на вопросы вроде «что такое свобода для тебя лично» он обращается к зрителям. В Латвии спектакль играют в клубах, на бывших заводах и центральном рынке, так что диалог всегда выходит оживленным. Как зазвучит гражданский голос Латвии со сцены московского театра — совершенно непонятно, и в этом-то, пожалуй, главная интрига.


«Хорошего дня!»

Operomanija, Вильнюс

Авангардная опера о внутреннем мире литовских кассирш

10 кассирш под мерный писк кассовых аппаратов поют свои мысли. Помимо мантры пожеланий хорошего дня и перечня пробиваемых продуктов в текст оратории прорываются исповеди о нереализованных амбициях, тоска по уехавшим детям и прочие тараканы. Гармония музыкальной формы блокирует как всякую иронию, так и излишний пессимизм, превращая действие в гимн человечности.


«Снежная королева»

Театр юного зрителя, Красноярск

Сибирское зрелище для детей

В четырежды номинированном на премии спектакле Романа Феодори занято 33 актера, новейшие театральные технологии, придуманы под стать мюзикловым шедеврам грим и пластическая партитура — в общем, событие небывалое не только для красноярского ТЮЗа, но и для привычной отечественной практики детского театра. При этом историю режиссер рассказывает не детскую — в «Снежной королеве» он увидел не только захватывающее приключение Герды на пути к Каю, но и архетипическую историю становления характеров: мужского и женского.


«House»

L-E-V, Тель-Авив

Израильский панк-балет

Под брутальные вариации The Velvet Underground обнаженные (на самом деле нет) тела танцовщиков испытывают механические потрясения, без особых усилий раскачивая и зал. В этом, если вкратце, суть совместного творчества именитой танцовщицы-хореографа Шарон Эяль и героя тель-авивского электронного подполья Гая Бехара. В Штатах их коллаборацию идентифицировали как «инопланетный рейв».

«Анна Каренина»

Театр юного зрителя, Хабаровск

Сознание художника общается с романом Толстого и с самим собой
Постмодернистский опус театрального Гэндальфа по имени Клим (того самого, что возглавил в прошлом году Центр драматургии и режиссуры) расшифровывает интеллектуал Борис Павлович (тот самый, что поставил на ноги кировский Театр на Спасской). Пол усеян грампластинками, грохочет шумовой аппарат, белеют декадансным гримом лица условного хора, зачитывающего с пюпитров философские ремарки. Важно: спектакль поставлен не в «Школе драматического искусства», а в Хабаровске, а Анн Карениных в спектакле три.


«Пламя Парижа»

Михайловский театр, Петербург

Шедевр балета соцреализма, восстановленный в безупречном качестве
Приуроченный в свое время к 15-летию Октября соцреалистический балет «Пламя Парижа», филигранно играя со стилями, живописует Великую французскую революцию. Михаил Мессерер по фотографиям, воспоминаниям и другим обрывкам информации скрупулезно реконструировал хореографию Василия Вайнонена, напрочь забытую еще в середине 60-х. Результат оказался удивительным как минимум на уровне исполнительской культуры, неподдельной, статной — на выходе получился образец высококлассного балета великой традиции. Иными словами, артефакт.


«Свадьба Фигаро»

Театр оперы и балета им. Чайковского, Пермь

Новая вершина Теодора Курентзиса

Не первый раз Курентзис дирижирует «Свадьбу Фигаро», но именно поэтому, кажется, и достигает невиданных прежде музыкальных глубин. Во всяком случае именно исполнение Моцарта оркестром Musica Aeterna знатоки признают в пермской премьере главным козырем, отдавая режиссуре Филиппа Химмельмана должное за невмешательство. При всем этом на украшенной стеклянной перегородкой сцене вполне активно действуют персонажи не самой тривиальной трактовки, а из шести номинаций — три отданы актерам. Поют они, к слову, на итальянском.


«Убить Кароля»

Театр «Кукольный дом», Пенза

Недетский кукольный спектакль по Мрожеку

Главный пензенский кукольный театр ставит Славомира Мрожека. В абсурдистской пьесе про окулиста и двух сводящих его с ума гостей сюжетообразующими персонажами в версии Владимира Бирюкова становятся кукловоды. При этом время перенесено в эпоху советского застоя с присущим бурчанием Брежнева и песнями Высоцкого из радиоточки. В этом смысле выбор московской площадки для показа — дом советского постмодернистского буддизма, театр «Около» — стопроцентное попадание.


«Reflections», «Winterbranch», «Quintett»

L.A. Dance Project, Лос-Анджелес

Раушенберг, Каннингем, Форсайт и новый герой Бенжамин Мильпье в вечере американских одноактных балетов
Забавным покажется сходство гигантских титров-плакатов вечера американского современного танца с аналогичным приемом с церемонии открытия сочинской Олимпиады. Впрочем, важно другое: зрителю предоставляется редкая возможность увидеть сочинения сразу трех гуру — Уилльяма Форсайта («Quintett»), Мерса Каннингема и Роберта Раушенберга («Winterbranch»). На разогреве представит свою работу основатель труппы L.A. Dance Project — Бенжамин Мильпье («Reflections»).


«Макбет. Кино»

Театр им. Ленсовета, Петербург

Сумасшедший театр Юрия Бутусова, петербургская версия
После «Иванова» в МХТ, «Чайки» в «Сатириконе» и «Доброго человека из Сезуана» в Театре им. Пушкина режиссера Юрия Бутусова стали чаще называть гением. При абсолютно иррациональном подходе к композиции, при полном отсутствии даже намеков на стройность сюжета, при тотальной эклектике — визуальной и смысловой — актеры всякий раз творят труднообъяснимые чудеса. Интуит Бутусов лучшие свои спектакли ставит обычно в Москве, но и «Макбет. Кино» в родном петербургском Театре им. Ленсовета получился под стать: захлебывающийся в цитатах и самоцитатах, то тихий и пустой, то громкий и переполненный — артисты плачут по своим персонажам в наизнанку вывернутой трагедии Шекспира.


«Танец Дели»

Театр юных зрителей им. Брянцева, Петербург

Аккуратный антитеатр Волкострелова по многогранной проповеди Вырыпаева
Зрители видят актеров только на транслирующемся из-за стены видео. Играют эти актеры по большому счету все то, что по собственной же пьесе снял в одноименном фильме сам Вырыпаев — серию ракурсов одной ситуации, серию возможных слов в больничном коридоре. Но разница не столько в других лицах, сколько в факте осознавания присутствия. В умении работать с этой разницей, собственно, движущая сила метода Волкострелова. Любопытно, что спектакль главного постдраматического режиссера впервые выдвинут не в конкурсе «Эксперимент», а внезапно в «Малой форме» наравне, например, с «Москвой-Петушками» Женовача.


«Кукольный дом»

Театр «Приют комедианта», Петербург

Ретрофутуристическая трагедия Юрия Квятковского
Питерская премьера режиссера «Копов в огне», лидера Le Cirque de Charles la Tannes. В стерильном мире будущего на манер американской фантастики 60-х Юрий Квятковский выстраивает хрестоматийную пьесу Ибсена. Нарушает гармонию появление мира реального — артисты в своей одежде и от своего имени по очереди отвечают на неудобные вопросы откуда-то сверху. В итоге сам спектакль оказывается кукольным домом.


«Онегин»

Театр «Красный факел», Новосибирск

Честное и жесткое осовременивание Пушкина

Тимофей Кулябин московской публике известен главным образом по глянцево-кровавой «Электре» в Театре наций, тогда как в Новосибирске молодой режиссер оттачивает свой метод уже семь лет. Очищенный от исторических примет «Онегин» — про нас, достоверно и прямо. Неуклюжая для нашей лексики поэзия звучит здесь из динамиков, режиссура же строится на пластике, фактуре и актерской фантазии. На редкость действенный способ очищения шедевра от штампов.


«Враг народа»


МДТ — Театр Европы, Петербург

Лев Додин выносит приговор обществу

В прошлом сезоне ибсеновский «Враг народа» пережил второе рождение. И если в «Маяковке» пьесу по этому поводу освежили цитатами Навального, то в питерском МДТ Лев Додин лишь отсек необязательные сцены и выставил актеров на авансцену черно-белого мира. Революционный пыл мэтр психологического театра заменил усталой растерянностью. Но на спектакль ходят не столько погрустить, сколько увидеть феноменальное исполнение роли доктора Стокмана артистом Сергеем Курышевым.






оригинальный адрес статьи