Театральная компания ЗМ

Пресса

27 февраля 2014

«Золотая Маска» привозит лучшие провинциальные и иностранные спектакли

Анна Гордеева | Газета «Московские новости»

В этом году среди «драматических» номинантов национальной театральной премии — «Евгений Онегин» в Вахтанговском театре и «Братья» в «Гоголь-центре», «Идеальный муж» в МХТ и «Участь Электры» в РАМТе. Все эти спектакли можно увидеть как в фестивальные дни, так и после — они остаются в репертуаре. А вот гастролеров — иноземцев и провинциалов — мы потом в Москве не увидим, и на десять лучших из них точно стоит взглянуть именно сейчас.



Стучи — и откроется


Константин Богомолов, чей сделанный в прошлом сезоне «Идеальный муж» в Художественном театре претендует на три «Золотые маски» (лучший спектакль, лучшая режиссура, лучшая мужская роль — Игорь Миркурбанов), в офф-программу привозит свой совсем свеженький спектакль — премьера «Льда» в Варшаве была месяц назад. Если в отечестве режиссер прославился радикальной работой с классическими текстами — от Уайльда до Вампилова, то тут ему в руки попал Владимир Сорокин. И если «классиков» Богомолов взрывал, добавляя адской экспрессии самым мирным персонажам, — герои «Льда», говорят, будто выписаны акварелью. Безумная эта история о касте сверхчеловеков, кандидаты в которую выявляются запросто — надо ударить в грудь человека ледяным молотом, если его сердце отзовется — ок, он подходит, если нет — он всего лишь мясо, его не жаль, — с каждым днем кажется все более и более сегодняшней.


Лед


Национальный театр (Варшава) на сцене Театра наций


3 и 4 марта


Окончательное решение школьного вопроса



Достали учителя? Невыносимы одноклассники? Достаем оружие — и вперед. Спектакль Андрея Мая, выпускника режиссерской магистратуры Центра имени Мейерхольда, был поставлен в Херсоне конечно же задолго до трагедии в Отрадном, но откликается и на нее, и на другие подобные истории по всему земному шару. Зрителей во время этого спектакля, что «Маска» представляет в офф-программе, переводят из класса в класс, и они, будто свидетели и следователи одновременно, пытаются составить для себя картинку: что же случилось с семнадцатилетним парнем, решившим наказать всех на свете?


Кома


Школа №123


9 марта 17.00, 20.00




Потанцевать-повеселиться


Светский прием, хорошая музыка, приятные друг другу люди, 25 марта 1945 года. Этот прием в австрийском замке рядом с венгерской границей устраивала графиня Баттьяни, а среди гостей были ее друзья, офицеры СС и гестапо. Благоденствие имения обеспечивали две сотни евреев, работавших там как рабы, — и когда веселье вошло в полную силу, гости ликвидировали обслуживающий персонал. История случилась в реальности, но о ней долго не было разговоров, потому что разговаривать было некому, все свидетели погибли, а участники не открывали ртов. Когда в 2008 году лауреат Нобелевской премии Элфрида Елинек написала о замке Рехниц — в Австрии ее пьеса вызвала скандал и поставлена не была: мол, клевета на австрийцев, за зверствами — это к немецким соседям. Поставил ее братиславский театр, что сейчас приезжает на гастроли в Москву, — именно в его спектакле сегодняшние австрийцы разбираются с тем, что же произошло, и «выслушивают» эсэсовцев.


Рехниц. Ангел смерти


Национальный театр (Братислава) на сцене Центра имени Мейерхольда


19 и 20 марта



Казаки из Питера


Обратите внимание на продолжительность спектакля: 8 (восемь) часов, потому показы и начинаются днем. При этом время летит с невероятной скоростью — никакой раздумчивости, никакой казацкой напевности. Театр, выросший из курса Григория Козлова в ЛГИТМИКе и представляющий свой спектакль в офф-программке «Маски», берет темп того бешеного времени, а не созданного позже, анализирующего это время романа. Козлову и его молодым артистам удается одновременно и подчеркнуть фольклорное своеобразие среды, и твердо сказать, что в главном-то люди друг от друга не отличаются.


Тихий Дон


Театр «Мастерская» (Санкт-Петербург) на сцене Центра им. Мейерхольда


22 и 23 марта, 14.00



Женский день



Федерико Гарсия Лорка говорил, что взял сюжет своей пьесы из реальной жизни: мол, рядом с его домом был дом вот такого семейства, где после смерти мужа вдова запретила своим многочисленным дочерям даже смотреть в сторону мужчин, и в результате давление в котле женских взаимоотношений так поднялось, что все кончилось трагедией. Но даже если именно такая история и была в реальности, Лорка — поэт — придал эпический масштаб испанской бытовухе: мать семейства у него адски страшна, а девушка, что обречена быть жертвой, по-настоящему трогательна. Евгений Марчелли в ярославском театре выдержал этот градус кипения страстей — и спектакль получил четыре номинации на «Золотую маску».


Дом Бернарды Альбы


Театр драмы им. Волкова (Ярославль) на сцене Театра им. Маяковского


31 марта, 1 апреля



Есть такая профессия


Для пермского театра оказалась важна не только общая история из романа Алексея Иванова (герой, из-за неприкаянности пошедший в учителя географии, его взаимоотношения с учениками), но и место событий — натурально, Пермский край (недаром на заднике возникает карта). Предполагалось, что зритель в зале должен сразу узнавать время и место — начало девяностых, буквально соседняя школа. Он и узнает, но режиссер Елена Невежина, ученица Петра Наумовича Фоменко, не тревожа местные реалии, без пафоса выходит на глобальные обобщения. И получается, что это спектакль, у которого четыре номинации на «Маску», вообще о школе. И о том, что делать, если на тебя свалилась профессия и миссия учителя.

Географ глобус пропил


«Театр-театр» (Пермь) на сцене РАМТа


2 апреля


Петербургский кандидат


Предполагается, что, отправляясь на этот спектакль, вы знаете, что вообще-то происходит в шекспировской пьесе — ну, всю эту историю о честном полководце, которому три ведьмы предсказали, что он будет королем, и он с подачи жены решил-таки королем стать, убрав нынешнего правителя. Потому что в театре вам эту историю не будут рассказывать последовательно, а будут швыряться эффектными кусками кошмарного сна, повторять какие-то фрагменты, сыпать театральные трюки, вроде бы с сюжетом никак не связанные. Логика этого «Макбета» — железная логика джазовой импровизации; четыре номинации; пять с лишним часов действия; захватывающая штука.


Макбет. Кино


Театр им. Ленсовета (Санкт-Петербург) на сцене Театра им. Пушкина


3 и 4 апреля



Нелишний человек



Нет деревенских просторов и пышных петербургских балов — есть несколько человек в коробке сцены, выясняющих отношения в первый раз. С пушкинского «Евгения Онегина» стираются пласты школьных сочинений, и нам предлагается взглянуть на него как на современника — того, что мы запросто можем встретить в модном кафе, и того, что постом в фейсбуке может насмерть разозлить приятеля. Очень свежий взгляд молодого режиссера Тимофея Кулябина, пять номинаций на «Маску».

Онегин


Театр «Красный факел» (Новосибирск) на сцене Театра им. Пушкина


7 апреля



Человек против государства и человек против общества


Сразу две премьеры, выпущенные в прошлом сезоне Львом Додиным, попали в шорт-лист «Золотой маски»: «Коварство и любовь» в семи номинациях, «Враг народа» — в трех. И в том и в другом спектакле Додин не то чтобы напрямую переносит действие в наше время, но утверждает сегодняшнюю актуальность пьес. В шиллеровском «Коварстве и любви», где бедная девушка ухитрилась влюбиться в сына президента, речь идет о сопоставлении стоимости человеческой жизни и государственных планов; у Ибсена «врагом народа» становится врач, обнаруживающий, что канализация засоряет те целебные источники, что привлекают в его городок туристов, и не желающий молчать об этом, несмотря на убедительные просьбы местной общественности. И в том и в другом случае актерский ансамбль в спектаклях великолепен.


Коварство и любовь


10 и 12 апреля


Враг народа


8 и 11 апреля


Малый драматический театр (Санкт-Петербург) на сцене Малого театра



Красное и черное


«Игрок» Достоевского превратился у худрука Александринки Валерия Фокина в историю одержимости как таковой и в бенефис Эры Зиганшиной, которой досталась роль бабушки; даже любимец ленкомовской публики Антон Шагин не вызывает такого энтузиазма в зрительном зале, как она. Страсть к игре — и рулеточной, и актерской — пронизывает весь спектакль, и в конце концов кажется, что режиссер не только изучает Достоевского, но и себя спрашивает: ок, а вот моя страсть к театру правильна или нет? И справедливо забывает про вопрос на аплодисментах.


Литургия zero


Александринский театр на сцене МХТ им. Чехова


17 апреля



оригинальный адрес статьи