Театральная компания ЗМ

Пресса

12 апреля 2014

В Большом в рамках «Золотой Маски» отслужили «Мессу»

Валерий Модестов | Газета «Вечерняя Москва»

В рамках фестиваля «Золотая маска» Новосибирский оперный театр показал на главной сцене России мюзикл Леонарда Бернстайна «Месса» (музыкальный руководитель проекта – Айнарс Рубикис), написанный композитором в 1971 году к открытию Центра искусств им. Джона Кеннеди в Вашингтоне. Российская премьера состоялась год назад в Новосибирске и имела успех.

«Месса» Бернстайна – яркий пример талантливого соединения академической традиции с современной массовой культурой. Спектакль, подобно фильму Мэла Гибсона «Страсти Христовы», исполняется на английском, латинском и арамейском языках, что, по мнению авторов, должно «столкнуть» наше время со средневековьем.

Бернстайн разнообразил музыкальную партитуру «ординария» – традиционного католического богослужения, состоящего из 6 исполняемых хором частей – от «Господи, помилуй» до «Агнеца Божия», – добавив классические, блюзовые, джазовые, фолк и рок мелодии, восточные мотивы и «голоса улиц». Одновременно хор он составил из вполне реальных персонажей: Жены, Мужа, Бомжа, Студента, Депутата…

Месса, несмотря на непогоду, начинается восхвалением Бога. Небеса плачут, а люди поют. Священник (Дмитрий Суслов) и прихожане в порыве духовного единения выражают свои самые сокровенные мысли, которые постепенно переходят от восторженной радости к сомнениям, от сомнений – к неверию, от неверия – к богоборчеству. («Я поверил в Бога, а кто поверит в меня?», «Половина людей под кайфом, другая половина ждет следующих выборов!»)

Под влиянием маловеров Священник тоже начинает сомневаться в Боге и поет про кровь Христову: «Посмотри, разве это не странно? Красное вино не красное вовсе. Это оттенок коричневого, коричнево-синего».

Во время исповеди и Муж (Карен Мовсесян), и Бомж (Сергей Захаров), и Депутат (Роман Сузун) не столько раскаиваются в своих грехах и поступках, сколько ищут виновных на стороне, упрекая Господа в равнодушии и невнимании. Они ждут прощения своих грехов и платы за веру, продолжая враждовать и браниться.

Предложение Ложного проповедника (Сергей Кузьмин) жить в наслаждении и богохульстве люди вместе со Священником встречают восторженным «Верую!»

В сцене Тайной Вечери Священник оказывается за одним столом с Христом и его Апостолами. Он целует Христа и вдруг понимает, что поступает, как Иуда, что его вера не столь тверда, чтобы помогать людям, не предавая их.

Истина, как известно, глаголет устами младенца. Вот и в финале «Мессы» появился Мальчик (Никита Жеребненко) и запел гимн восхваления «Пойте Богу секретную песнь», который заставил и Священника, и окружающих задуматься, а потом присоединиться к нему, прося у Господа благословления.

Мюзикл, несмотря на противоречивость и путанность сюжета, получился. Прежде всего, благодаря берущей за душу музыке Бернстайна, которую искусно интерпретировал маэстро Рубикис и вдохновенно исполнил оркестр. Татьяне Янковской и Якову Наговицыну отдельное спасибо за чистое, почти небесное звучание солирующих флейт.

Режиссер Резия Калныня, художники Кристапс Скулте, Игорь Капустин и Анна Хейнрихсоне сотворили чудо. Редкий случай в современном музыкальном театре, когда сценография спектакля выразительна, зрелищна и функциональна; режиссура многопланова, осмысленна и изящна; свет, наряду со сценографией, является визуальным образом, а костюмы помогают в создании сценических характеров. Всё работает на главную идею мюзикла: «Мир Вам!».

Хореографы Илзе Зириня и Кирилл Симонов, умело использовав пространство авансцены, создали выразительные картинки «медитаций» (Иисус – Максим Гришенков, Дева Мария – Ольга Гришенкова, Мария Магдалина – Марина Гаврищук) и массовые сцены пластического аккомпанемента музыкальным темам «Мессы». Здесь художественные средства современной хореографии оказались как нельзя кстати. Тела исполнителей в изломах и округлостях пластической графики танца распадаются на дуэты и композиции, становясь живыми рисунками балетного калейдоскопа.
«Идеи и музыка Бернстайна актуальны, важны и, главное, необходимы нам, – утверждает Айнарс Рубикис. – Всем вместе и каждому в отдельности. «Месса» – это рассказ о людях в человеке, это – рассказ обо мне и обо всех нас».




оригинальный адрес статьи