Театральная компания ЗМ

Пресса

20 апреля 2014

«Золотую Маску» получили сантехники-гастарбайтеры

Олег Кармунин | Газета «Известия»

На церемонии вручения «Золотой маски» партер был пуст, а номинанты сидели на сцене лицом в зрительный зал. Декорациями стали позолоченные ложи, светильники и люстра Большого театра, которые загорались в самые торжественные минуты. Ради красивой телевизионной картинки ведущие стояли к залу спиной, а немногочисленные зрители в ложах при объявлении очередного лауреата судорожно переспрашивали друг у друга — «кто?»

Молодое поколение режиссеров заметно приуныло после оглашения решений жюри. Никаких сюрпризов не случилось, за исключением, пожалуй, скандального «Евгения Онегина» Андрия Жолдака, который увез в петербургский Михайловский театр две оперные маски — за лучший спектакль и работу режиссера.

Лучший драматический спектакль — изысканный «Коварство и любовь» Льва Додина, с этим трудно поспорить, однако многим хотелось, чтобы премию взял нашумевший «Идеальный муж» Константина Богомолова. Лучший режиссер в драме — Римас Туминас, но почему бы не дать награду Тимофею Кулябину, который творит на сцене новосибирского «Красного факела» настоящие чудеса?

Молодые, впрочем, получили свои утешительные награды. Богомолов — приз критики, а Кулябин — специальную премию жюри. Спецприз также получил Юрий Бутусов за спектакль «Добрый человек из Сезуана» — под одобрительные крики «группы поддержки» из Театра им. Пушкина.

Балетные призы, к изумлению балетоманов, массово улетели в Екатеринбург. «Вариации Сальери» заслужили премии «Лучший спектакль», «Лучший балетмейстер» (Вячеслав Самодуров) и «Лучшая женская роль» (Елена Воробьева). Лучшим дирижером в балете стал Павел Клиничев (Cantus Arcticus в том же екатеринбургском оперном театре), который пришел получать приз прямо из оркестровой ямы Большого театра. Он положил свою маску рядом с ударной группой, после чего именной приз в течение получаса путешествовал из рук в руки — всем музыкантам было интересно рассмотреть главную театральную награду страны.

Приз за «Весну священную» («Лучший спектакль в современном танце») в Большом театре хореограф Татьяна Баганова вышла получать вместе с Сергеем Филиным. Взяв слово, худрук большого балета возложил всю ответственность за награду на балетмейстера, что можно считать мудрым решением: за пустой зал на представлениях «лучшего спектакля» худрук отвечать не захотел.

— Это был очень экстремальный проект по времени и месту, — призналась Татьяна Баганова, намекая на трудности, которые недавно испытывал ГАБТ. — На протяжении работы я была окружена очень сильными мужскими личностями и признательна им за выносливость.

Большинство выступавших были немногословны, за исключением Дмитрия Чернякова, который специально приехал в Россию для вручения оперных наград. Режиссер рассказал трогательную историю из своего детства.

— Когда мне было 13 лет, я впервые пришел в Большой театр. Я был абсолютно невинным человеком, и это зрелище так меня заворожило, что я попытался впредь регулярно ходить сюда без сопровождения и помощи родителей, — режиссер вспомнил о том, как он приходил к кассам Большого театра в 5 утра и никогда не был первым. — Но потом один добрый человек сказал, что проще всего взять свой старый билет, дать его билетерше, а под него подложить рубль.

Публика поддержала находчивость Дмитрия Чернякова овацией.

Помимо михайловского «Онегина» оперные призы получили Венера Гимадиева («Лучшая женская роль»), Максим Миронов («Лучшая мужская роль») и Ян Латам-Кениг («Лучшая работа дирижера»).

Любопытно, что жюри «Золотой маски» обошло вниманием оперу Родиона Щедрина «Левша», специально написанную к триумфальному открытию второй сцены Мариинского театра. В кулуарах сие деяние сравнили с лаем моськи на слона, имея в виду председателя жюри музыкального театра, композитора Леонида Десятникова. Лучшим композитором стал Владимир Кобекин — автор «Холстомера», поставленного в Камерном музыкальном театре им. Покровского.

Приз за малую форму в драме получила «Васса» «Ведогонь-театра», а конкурс «Эксперимент» выиграла «Отдаленная близость» Центра драматургии и режиссуры. При объявлении последнего призера зал немного смутился — все-таки фаворитом номинации не без оснований считался шестичасовой эпос Дмитрия Волкострелова Shoot/Get Treasure/Repeat.

Спецпремию музыкального жюри за «Акын-оперу» в Театре.doc получили актеры спектакля — три московских гастарбайтера, которые впервые примерили фраки и вышли в столь высокое общество. «Вообще-то мы — сантехники», — смущенно сказал один из них, крепко держа в руках заветный приз.

Под занавес церемонии по традиции вручили награды за выдающийся вклад в развитие театрального искусства. Их получили Галина Волчек, Марк Захаров, Нина Ургант, Олег Басилашвили, Анна Кузьмина, Георгий Обухов, Кларина Шадько и Эри Клас.

После церемонии народный артист СССР Олег Басилашвили признался «Известиям», что жюри «Золотой маски» судит по самому строгому счету — по гамбургскому.

— Все лауреаты — это замечательные артисты, режиссеры и художники. Посмотрите, сколько наград получил Михайловский театр! А Мариинский — ни одной, хотя казалось, что он должен быть выше, — заявил Олег Басилашвили. — Мы не знаем нашу страну, мы не представляем, что пензенский театр «Кукольный дом» ютится в крохотной квартире, что есть прекрасные, выдающиеся художники. Постоянно мы видим только этих кривляющихся людей на телевидении, которые сидят, улыбаются и аплодируют. А здесь — настоящее искусство.





оригинальный адрес статьи